Рост цен на бензин в ХМАО — удар по бизнесу и простым автолюбителям
В Югре АИ-92 за неделю подскочил с 58,5 до 65-66 рублей за литр, что сильно беспокоит автомобилистов. Рост цен в регионе с начала года — около 5,3%, но по отдельным маркам — более 10%.
В свою очередь, продажи бензина на бирже сильно упали: всего 27,7 тыс. тонн, минус почти 20%. Причина — внеплановые остановки крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые из-за форс-мажоров не отгружают бензин, создавая дефицит.
Чтобы исправить ситуацию, крупные нефтяные компании, например «Газпром нефть», переносят ремонты НПЗ и обещают увеличить поставки топлива на 14%. Но ремонты все равно откладывают, ведь они выросли в цене из-за высоких кредитных ставок и затрат на защиту заводов от атак дронов.
Защита НПЗ обходится дорого: например, охрана Краснодарского НПЗ стоит около 350 млн рублей за 3 месяца. В Югре заводы меньше, но тоже требуют больших затрат, причем точные суммы секретны, разбирает muksun.fm.
Правительство ввело запрет на экспорт бензина, чтобы стабилизировать рынок. Однако некоторые нефтяные компании играют нечестно — скупают топливо на бирже, создавая картели и поднимая цены. ФАС уже наказала несколько таких компаний.
Спекуляции и задержки поставок могут привести к локальному дефициту топлива, если люди начнут покупать бензин про запас, или магазины откажутся продавать дальше из-за нерентабельности.
Эксперты отмечают, что государству нужно менять правила игры: повышать лимиты продаж через биржу и разрешать нефтяникам чуть большие наценки, чтобы поддержать демпферные выплаты и стабилизировать цены.
Но позитивных перемен ждать быстро не стоит — бюджет дефицитный, льгот по демпферу не будет, а значит цены на топливо и смежные рынки будут расти.
В целом, ситуация напряженная — дефицит, рост цен, атаки на НПЗ, спекуляции — все это создает проблемы и для бизнеса, и для обычных водителей.