Эксперт: драматизировать допиндексацию тарифов на контейнерные перевозки в 2026 году не стоит

Главная причина снижения импортных потоков – дисбаланс спроса и предложения: транспортных решений и инфраструктурных мощностей сегодня существенно больше, чем реального спроса. По словам генерального директора ООО «ТРАНЗИТ» Александра Чевелюка, за январь – август 2025 года перевалка импортных контейнеров в компании сократилась более чем на 20% по сравнению с прошлым годом.

Еще один вызов для рынка – усиливающаяся конкуренция железнодорожных и автомобильных перевозок. Если в 2024 году доля железной дороги в доставке грузов на Дальний Восток превышала 50%, то сейчас она снизилась до 44%, несмотря на более стабильную работу инфраструктуры.

«Если говорить о классическом маршруте Шанхай – Москва, автоперевозка дороже ж/д перевозки на 40% за кубометр. И говорить о том, что тарифная политика, которую планируют применить РЖД, еще более усугубит положение, неверно. Да, безусловно, не добавит оптимизма, но проблема не в этом, а в том, что на фоне жесткой кредитной политики для участников рынка важна скорость оборачиваемости денежных средств, поэтому [игроки] идут туда, где гарантированно получат наиболее подходящий им транзитный срок», – пояснил А. Чевелюк.

По его словам, именно поэтому участники ВЭД сегодня активно диверсифицируют маршруты, даже если это требует отказа от привычных схем доставки и моментальной выгоды.