В прошлом году РЖД заработали на перевозке порожних вагонов почти 500 млрд руб.
По его словам, начиная с 2017 года, РЖД больше всего средств стали получать от перевозок порожних вагонов. «Но даже такие доходы не останавливают ОАО «РЖД» от того, чтобы не создавать препятствия в движении порожних вагонов», – сетует эксперт.
Кроме того, Д. Семенкин приводит следующие расчеты. ОАО «РЖД» утверждает, что на отстое сейчас находится порядка 200 тыс. вагонов. Из них 60 тыс. – на путях общего пользования. Получается, что 140 тыс. – на путях необщего пользования.
«Средняя ставка отстоя вагона на путях необщего пользования сегодня составляет 600 руб. в сутки. У ОАО «РЖД» эта ставка в 2025 году 263 руб. в сутки. То есть кратно ниже. Развернутая длина станционных путей станций (по информации ОСЖД) составляет 49,5 млн м. Если взять длину вагона в 15 метров, то получается, что 140 тыс. вагонов заняли бы 2,1 млн м – это 4,5% от всей станционной емкости сети ОАО «РЖД». То есть ОАО «РЖД» бы зарабатывало каждый месяц 1 104 600 000 руб., а операторы бы экономили каждый месяц 1 415 400 000 руб.», – подчитал эксперт.
К тому же часть путей необщего пользования, освободившись от вагонов, могла бы повысить эффективность своей работы, дав на сеть дополнительный груз.
«То есть создалась уникальная ситуация, когда РЖД могли и сами заработать, и другим упростить работу, но не озадачились такой возможностью», – считает Д. Семенкин.
На его взгляд, эти примеры красноречиво свидетельствует о том, что у ОАО «РЖД» нет цели упорядочить ситуацию на сети с минимальными потерями всех участников. И даже собственные заработки не являются для них целью.