Организациям приготовиться: Минфин разъяснил нюансы применения нового бухгалтерского стандарта «Доходы»

В 2027 году на смену правилам бухучета ПБУ 9/99 «Доходы и ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" придет новый федеральный стандарт ФСБУ 9/2025 «Доходы». С 01.01.2027 он станет обязательным для всех организаций, а с 2026 года его можно применять по желанию. Чтобы помочь предприятиям разобраться с нововведением и подготовиться к их применению, Минфин РФ выпустил информационное письмо от 11.09.2025 № ИС-учет-59 Прежде всего специалисты ведомства обратили внимание на нюансы применения новых правил разными видами организаций. Так, обязательным стандарт является для коммерческих компаний, кроме кредитных и страховых. При этом кредитные организации (за исключением кооперативов) при отражении доходов, помимо ФСБУ, должны учитывать нормативные акты ЦБ. Тогда как страховые организации должны руководствоваться стандартом МСФО (IFRS) 17. В отношении некоммерческих организаций ведомство отмечает, что бюджетники должны руководствоваться стандартами госфинансов, утвержденными Минфином. А организации, не относящиеся к бюджетной сфере, должны формировать информацию о доходах в соответствии с ФСБУ 9/2025. Кроме того, Минфин обратил внимание, что доходы по договорам аренды нужно учитывать по ФСБУ 25/2018 «Бухучет аренды». При этом в учетной политике должны быть закреплены условия признания, правила оценки, состав и содержание раскрываемой информации. Среди ключевых изменений Минфин отметил следующие: • Расширены понятие и классификация доходов. Сейчас доходами является увеличение экономической выгоды в результате поступления актива и погашения обязательств. По новым правилам к ним добавятся увеличение стоимости актива и уменьшение стоимости обязательства. При этом доходы будут делиться на невключаемые и включаемые в чистую прибыль. Последние, в свою очередь, складываются из выручки и доходов, отличных от выручки. Кроме того, уточнен перечень поступлений, которые не признаются доходами. • Среди новелл в части учета выручки, отмечены: а) для разных групп организаций введен дифференцированный порядок учета выручки; б) уточнено содержание отдельных условий признания выручки: - предусмотрены три подхода к оценке выручки для цели признания в учете; - закреплены два способа признания выручки; в) уточнен, а в некоторых случаях изменен порядок оценки выручки в стандартных хозяйственных ситуациях. В частности: - от предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности; - от финансовых вложений; г) расширен перечень специфических хозяйственных ситуаций, для которых установлен особый порядок оценки выручки. В их числе: - уточнен порядок учета скидок; - определены три способа оценки выручки при оплате неденежными средствами; - для учета выручки при продаже в рассрочку закреплены два способа оценки; - определены порядок оценки выручки в случае изменения условий договора и условия учета нескольких связанных договоров; - установлен порядок определения выручки при передаче продукции в течение периода, превышающего отчетный. • Кроме того: - систематизированы правила оценки и признания доходов, отличных от выручки, и доходов, не включаемых в чистую прибыль; - уточнены состав и содержание информации о доходах организации, подлежащей раскрытию в бухотчетности, и внесены изменения в минимальный состав информации; - определены особенности упрощенного ведения бухучета доходов. Для наглядности Минфин дополнил письмо сравнительными таблицами и блок-схемами.