Как будет развиваться рынок клининга в краткосрочной перспективе

В 2025 году спрос на услуги по уборке помещений в секторе B2B вырос на 20 процентов. Увеличились и цены, особенно при использовании импортной профессиональной химии. Насколько обоснованно удорожание и будет ли рынок клининга расти в ближайшей перспективе?

Как будет развиваться рынок клининга в краткосрочной перспективе
© Российская Газета

Главный драйвер спроса на клининговые услуги у бизнеса - расширение рынка коммерческой недвижимости в мегаполисах. Аналитический центр Москвы отмечает, что за прошедший год в столице ежеквартально вводилось от 200 до 400 тысяч квадратных метров офисных площадей класса А и В. Деловая инфраструктура требует профессиональной уборки. В 2025-м в городе ожидается рекорд по вводу небоскребов - 96 объектов. В 2026 году планируют сдать 45 высоток, в 2027-м - 81…

Второй фактор - экономическая эффективность и удобство. Может показаться, что наем сторонних специалистов - лишние расходы. Но если посчитать, сколько уйдет на самостоятельную уборку - от покупки инвентаря и бытовой химии до содержания штатного сотрудника, включая его зарплату и отчисления, - может оказаться, что клининг куда выгоднее. К тому же профильные компании часто берут на себя весь комплекс задач - от чистки ковров до мойки фасадов.

Цены на разовые услуги по уборке у некоторых компаний остаются стабильными. Это связано с высокой конкуренцией на рынке, а также с тем, что для единичных задач можно привлечь самозанятых или частных исполнителей.

С долгосрочными контрактами ситуация иная. Мы, например, в марте подняли на 16 процентов цены на уборку коммерческих объектов ради увеличения зарплат. Сотрудники сегодня предпочитают не стандартное расписание, а гибкий график.

На стоимость уборки влияют как особенности объекта, так и потребности клиента

На стоимость уборки влияют как особенности объекта, так и потребности клиента. Учитываются площадь помещения, тип уборки (разовая, генеральная, после ремонта, регулярная), график работы (в ночное время она может быть примерно в 1,5 раза дороже) и необходимое количество персонала, степень загрязнения. Значительно увеличить сумму заказа могут такие опции, как мытье окон и стеклянных перегородок, химчистка ковролина и офисной мебели. Иногда клиенты запрашивают дополнительный персонал, чтобы ускорить процесс.

Вероятно, что до конца 2025 года услуги клининговых компаний подорожают. Мы старались удерживать цены на разовые заказы, чтобы конкурировать с частными исполнителями, но игнорировать инфляцию невозможно. Химия и расходные материалы, по данным поставщиков, подорожали в среднем на 10-15 процентов за год. Выросли и затраты для иностранных работников. Стоимость трудового патента по сравнению с 2024-м увеличилась на 18,8 процента.

В клининге есть пики спроса: предновогодний период, предпасхальный (особенно Чистый четверг), начало и конец дачного сезона - с мая по сентябрь. В это время рост цен иногда доходит до 50 процентов. Постоянные клиенты привыкли к сезонным колебаниям. Поэтому повышение цен в августе - сентябре будет ожидаемо.

В рамках долгосрочных контрактов у каждой компании своя тактика. По моему мнению, если в начале года цены на услуги уже повысили, нужно стремиться удержать планку как минимум до начала второго квартала 2026-го. Однако рыночная ситуация и политическая обстановка в стране могут, конечно, преподнести сюрпризы.

После пандемии безопасность и гигиена стали приоритетами для многих компаний, особенно тех, где в помещениях находятся много людей. Регулярная дезинфекция зачастую обязательна.

Значимым фактором для рынка стало наличие у персонала полного пакета необходимых документов. Многие работники сферы услуг приезжают из других регионов или стран и не всегда имеют регистрацию. Отсутствие легального статуса у исполнителей может повлечь за собой серьезные штрафы для заказчика и клининговой компании.

Будь я заказчиком, то первым делом смотрел бы на репутацию компании и срок ее присутствия на рынке. Если бизнес успешно работает несколько лет, это говорит о том, что в нем налажены все процессы. Можно проверить, как компания выполняет обязательства, включая уплату налогов.

Второй критерий - уровень сервиса и поддержка клиентов: как быстро и эффективно компания реагирует на запросы и проблемы. Хорошая коммуникация (начиная с первого телефонного разговора с менеджером) и готовность помочь в любой ситуации - залог успешного сотрудничества.

Третье: качество услуг. Оно должно проявляться в каждом шаге - от выполнения уборки до доставки документов и расходных материалов. Если что-то пошло не так, важно то, как компания реагирует на просьбы и претензии.

Многие заказчики считают принципиальным то, какая химия используется для уборки. Честно говоря, не понимаю, откуда взялось представление, что импортные средства лучше чистят. Есть целый ряд российских производителей (Pro-bright, Prosept, Grass), чья химия ничуть не уступает импортным аналогам и при этом значительно доступнее. Средства немецкого бренда Khiel в пять раз дороже, чем продукция отечественных поставщиков! Представьте, какими должны быть цены на услуги при таких вложениях в расходные материалы. Но какой в этом смысл?..

По данным ЦБ, в первой половине 2025 года инфляция составила 3,77 процента. Это позволяет предположить, что по итогам 12 месяцев ее общий уровень будет находиться в пределах семи-восьми процентов, что ниже показателя 2024 года (9,5 процента). Укрепление рубля также внушает оптимизм - оно может способствовать стабилизации цен на товары и услуги.