Группа «Позитив» проиграла суд о незаконности санкций ЕС из-за лицензии от ФСБ
Суд общей юрисдикции в Люксембурге отказал в удовлетворении иска группы «Позитив» против Совета ЕС, касавшегося критериев включения компании в санкционный список, сообщает РБК. Решение от 10 сентября подтвердило правомерность «критерия IT», позволяющего заморозить активы организаций российского IT-сектора, имеющих лицензию центра по лицензированию ФСБ или лицензию Минпромторга.
Группа «Позитив» добивалась аннулирования решения о санкциях, введенных в июне 2023 года, оспаривая законность и соразмерность критерия. Дело стало первым и единственным по спорному основанию для включения российских IT-компаний в ограничительные списки за наличие обычных отраслевых лицензий, отметил управляющий партнер YS Advisors Юрий Шумилов, представлявший интересы компании.
По данному критерию под санкции попали около 20 российских IT-компаний, часть из которых помимо лицензии ФСБ имела «оружейную» лицензию Минпромторга. Последним случаем стало включение «МФИ софт» в феврале 2024 года, после чего в период разбирательства по делу «Позитива» подобных решений не принималось, следует из документов Совета ЕС.
Европейский суд согласился с мотивировкой Совета ЕС о том, что лицензия ФСБ выдается IT-компаниям, разрабатывающим технологии шифрования для российских спецслужб и системы управления персональными базами данных. Суд посчитал санкции необходимыми для усиления давления на Россию, особенно в целях противодействия информационной войне, отмечает издание.
В реестре ФСБ числится более пяти тысяч лицензий на деятельность, связанную с криптографическими средствами, из которых 2,6 тысячи выданы центром по лицензированию. Для определенных видов работы с шифровальными средствами требуется разрешение государственного регулятора — в России им является ФСБ, поясняют участники рынка.
Международный эксперт по санкциям Джордж Волошин предупреждает о серьёзных последствиях включения в санкционный список ЕС для экспортно-ориентированных компаний. Ограничения полностью отрезают их от европейских рынков и могут затронуть партнёров в третьих странах, которые прекратят сотрудничество из опасений санкционных осложнений.
Юрист NSP Глеб Бойко отмечает, что блокирующие санкции усложняют зарубежные платежи и поставки, но их влияние на российские компании в большинстве случаев некритичное. Компания может подать апелляцию в течение двух месяцев.