Каботажные автоперевозки для стран ЕАЭС начали действовать в России с 1 сентября

Как отмечается в сообщении ведомства, «с 1 сентября 2025 года вступил в силу механизм каботажных автомобильных грузоперевозок для транспортных компаний из стран Евразийского экономического союза. В соответствии с приказом Минтранса России от 11.11.2024 № 398 перевозчики стран ЕАЭС смогут выполнять внутрироссийские каботажные перевозки».

Для оформления таких перевозок требуется предварительное разрешение от Ространснадзора, подать заявку на которое можно через Портал каботажных автомобильных перевозок грузов, функционирующий на платформе Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Регистрация на портале обязательна для всех перевозчиков, планирующих работу в каботажном сегменте.

Для получения разрешения необходимо указать подробные данные о перевозке – места загрузки и выгрузки, вид и наименование груза, его массу, объем, а также логическое обоснование маршрута. Это может быть, к примеру, движение в попутном направлении к следующей загрузке или возвращение транспорта в страну регистрации. К заявке нужно приложить транспортную накладную на предыдущий рейс, а если он был международным – также иностранные разрешительные документы.

Без действующего разрешения перевозчику грозит штраф от 100 до 150 тыс. рублей, а также отстранение от осуществления каботажных перевозок на территории России сроком на один год.

В рамках одного обратного рейса допускается выполнение до трех каботажных перевозок, но при этом срок их выполнения не должен превышать семи календарных дней с момента завершения международной доставки и разгрузки на территории РФ. Нарушение этих лимитов также влечет штрафные санкции и временное отстранение.

Запуск специализированного портала позволяет централизованно собирать заявки, принимать решения о допуске к перевозке, а также гарантировать сохранность и безопасность данных. «Новый портал для каботажных автомобильных перевозок позволяет централизованно собирать заявки и информацию по ним, принимать решения о разрешении или отказе в перевозке, а также обеспечивает безопасность и сохранность данных. Благодаря этому сокращается количество порожних пробегов в общем объеме международных перевозок и время простоя транспорта, повышается эффективность работы компаний и улучшается контроль со стороны надзорных органов», – прокомментировал запуск механизма директор департамента цифрового развития Министерства транспорта России Артем Юренков.

Стоит отметить, что нормативная база, разрешающая каботажные перевозки для компаний из ЕАЭС, была введена еще 1 марта 2025 года, однако реализация механизма на практике откладывалась из-за технической неготовности портала ГИС ЭПД.

Дополнительно с 1 сентября вступили в силу и соответствующие изменения в КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за нарушение новых правил каботажа.