Впервые за последние семь лет госкомпании сократили объем закупок у малого и среднего бизнеса: за период с января по июль 2025 года объем контрактов составил 4,6 трлн рублей, что на 7,5% меньше, чем годом ранее, когда показатель превышал 5 трлн. До этого момента закупки ежегодно демонстрировали стабильный рост начиная с 2018 года, сообщают «Известия» со ссылкой на данные Корпорации МСП.
Эксперты связывают спад с общей экономической ситуацией. По словам президента «Опоры России» Александра Калинина, страна фактически оказалась в условиях рецессии: если в первом квартале 2025 года инвестиции прибавили 8%, то во втором рост замедлился до 1,5%. Основная причина кроется в высоком уровне процентной нагрузки: около 70% корпоративных кредитов завязаны на плавающую ставку.
ЦБ с октября 2024-го по июнь 2025 года удерживал ключевую ставку на 21%, а позже снизил ее сначала до 20%, а затем до 18%. Но даже эти изменения не снимают давления: крупные предприятия вместо вложений в развитие и сотрудничества с малым бизнесом вынуждены направлять значительные суммы на обслуживание кредитов. Дополнительный фактор — рост числа несостоявшихся закупок. В первом квартале 2025 года их количество увеличилось на 20%, а совокупная стоимость выросла на 39% относительно прошлого года.
Рынок госзакупок электроники значительно сократился
Причинами нередко становятся и жесткие условия конкурсов или низкая маржинальность для поставщиков.
В Корпорации МСП добавляют, что во втором квартале 2024-го объем закупок поддерживали крупные инфраструктурные проекты, например, связанные с развитием Байкало-Амурской магистрали.
Снижение закупочной активности у МСП заметно не только в госсекторе. В Freedom Finance Global обратили внимание, что крупные корпорации также урезают расходы, но обладают большей гибкостью и могут быстрее перестраивать стратегию. Госкомпании более ограничены регуляторикой и бюджетной дисциплиной, что делает их менее маневренными в условиях экономических потрясений.
Количество поставщиков на этом фоне не уменьшилось: с января по июль около 170 тысяч МСП заключили сделки с госкомпаниями, тогда как годом ранее — 161 тысяча. Однако сами контракты стали более «мелкими». Для 150 тысяч предприятий такие соглашения остаются важным источником дохода — это около 88% от числа тех, кто участвует в подобных тендерах.
Снижение объемов контрактов отражается на финансовом состоянии бизнеса. Калинин указывает на падение оборотов, а в PRIX Club подчеркнули, что зависимость наиболее велика в промышленности, высокотехнологичном производстве, научной и IT-сфере. Крупнейшими направлениями закупок остаются обрабатывающая промышленность (почти 1,6 трлн рублей), инфраструктурное строительство (около 1,4 трлн) и профессиональные инженерные и научные услуги (более 250 млрд).
Эксперты предупреждают: снижение закупок сокращает поступления в малые компании, что бьет по их платежеспособности, мешает выплачивать зарплаты, налоги, кредиты и аренду. Это может привести к росту числа банкротств. В целом, последствия могут выразиться в снижении конкуренции, усилении зависимости от ограниченного числа крупных подрядчиков и падении инновационной активности сектора.
Но итоги 2025 года могут оказаться мягче. Традиционно наибольшая активность закупок приходится на второе полугодие, когда завершаются инвестиционные циклы и реализуются крупные тендеры, перенесенные на конец года.