Российским товарам гарантируют место в торговых сетях и на маркетплейсах

Законопроект о так называемой "российской полке" вот-вот внесут в Госдуму. Он должен будет гарантировать присутствие товаров отечественного производства в крупных сетях и на маркетплейсах. В Минпромторге рассчитывают, что инициатива позволит упростить потребителям выбор и простимулирует производителей к развитию своих брендов. Но бизнес предупреждает: в непродовольственных категориях доказать "российское происхождение" будет сложно, а риски усиления административного давления - велики.

Российским товарам гарантируют место в торговых сетях и на маркетплейсах
© Российская Газета

Смысл "российской полки" в том, чтобы выделить для потребителя товары, произведенные отечественными производителями. Замдиректора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Юлия Юдина на Международном торговом форуме отметила, что покупатели регулярно жалуются: отличить российские товары от импортных на полке невозможно. Новая маркировка "российской полки", как предполагается, снимет эту проблему. Но главное - создаст стимулы для развития отечественных производителей.

Идея, впрочем, вызывает скепсис у части ретейлеров и производителей. В продовольственном секторе доля отечественных товаров превышает 90%. А вот в непродовольственных категориях (которых и коснется законопроект) - бытовая химия, косметика, товары для дома - доля импорта и комплектующих хоть и снижается, но все еще заметна. Если требовать полной локализации, можно потерять часть ассортимента, считают участники дискуссии.

Покупатели жалуются, что зачастую отличить российские товары от импортных на полке невозможно

Тема "российской полки" напрямую связана с курсом страны на импортозамещение. За последние три года ретейлерам вместе с локальными поставщиками удалось выстроить новые сегменты: так, российские бренды декоративной косметики и бытовой химии заняли места ушедших западных. По данным управляющего директора сети "Магнит" Анны Мелешиной, продажи некоторых категорий растут двузначными темпами. Однако в ряде ниш - от женской гигиены до бритв - отечественное производство только формируется. Главные барьеры - сырьевая база и необходимость долгих инвестиций.

Есть также у российского ретейла и другая проблема: контрафакт. По словам гендиректора СТД "Петрович" Евгения Мовчана, доля нелегальных стройматериалов превышает 10% при общем обороте рынка около 5 трлн руб. Он считает, что бороться с подделками можно только через прослеживаемость товаров и жесткую ответственность маркетплейсов.

Власти, в свою очередь, ожидают от бизнеса большей социальной ответственности. По словам Юдиной, именно торговля должна формировать спрос, который позволит развиваться локальным производствам.