Поправки о сроках давности по приватизации могут внести в осеннюю сессию Госдумы

Бизнес ожидает, что поправки в порядок исчисления сроков исковой давности при оспаривании приватизационных сделок будут внесены в Госдуму осенью 2025 года, пишут «Ведомости» со ссылкой на президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина.

Глава РСПП напомнил, что в середине августа 2025-го был опубликован перечень поручений российского президента по итогам Петербургского международного экономического форума. Документ содержал поручение к правительству России, которому следует обеспечить внесение в закон изменений относительно порядка отсчета срока исковой давности по сделкам о приватизации. Дедлайн — до 1 декабря.

В настоящее время Генпрокуратура в своих исках апеллирует к статье 169 ГК РФ, которая разрешает признавать ничтожными сделки, противоречащие закону или нравственности. В соответствии с п. 1 ст. 181 ГК РФ, срок давности для оспаривания составляет три года. Однако главным остается вопрос о том, с какого момента начинать их отсчитывать. Кодекс на этот счет говорит следующее: если сделку оспаривает не ее сторона, то три года отсчитываются с момента, когда «лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения». Кроме того, важно учитывать, что признание сделки ничтожной возможно в течение 10 лет с момента ее исполнения.

При этом в разговоре с газетой Шохин подчеркнул, что РСПП настаивает на том, что приватизационные сделки не связаны с нарушением нематериальных прав общества или государства, а потому для их оспаривания в законе нужно установить точный пресекательный срок (то есть срок, за пределами которого сделку нельзя будет оспорить — FM). Еще в январе 2025-го глава РСПП обращал внимание, что момент внесения в государственные реестры записи о новом собственнике либо подписания соглашения о продаже следует сделать стартовой точкой для отсчета пресекательного срока.

Конституционный суд (КС) в постановлении от 31 октября 2024 года указал, что коррупционное имущество может быть изъято у собственника по требованию прокурора. Однако если активы получил добросовестный приобретатель, то есть лицо, которое не знало о том, что продавец получил их в свое время с нарушением закона, то такой подход к сделкам неприменим. В мае КС установил, что сроки давности по приватизационным сделкам исчисляются с момента выявления нарушений в ходе прокурорской проверки.

При этом, что касается Верховного суда (ВС), то он ранее «скорее склонялся» к позиции бизнеса, а не прокуратуры, однако после смены его главы (единственным кандидатом на пост стал действующий генпрокурор Игорь Краснов — FM), ситуация может измениться, обращает внимание Шохин. РСПП не рассчитывает, что с приходом в ВС Краснова судебная инстанция займет сторону бизнеса, в связи с чем просит четко прописать в законе сроки исковой давности, «чтобы это не было толкованием, а было жестко прописанной нормой».

В 2024 году глава Генпрокуратуры в интервью «Коммерсанту» отмечал, что по искам ведомства в собственность государства только за 2023 год перешли 15 «стратегических предприятий». Кроме того, некоторые судебные дела по искам надзорного ведомства продолжаются до сих пор — например, в отношении Соликамского магниевого завода (СМЗ). Ранее уже был изъят основной пакет акций предприятия (89,5%), однако споры за миноритарный пакет до сих пор продолжаются .