На смену зарубежным технологиям нефтедобычи приходят российские
Поддержание высокого уровня добычи и переработки нефти и газа во многом зависит от технологической оснащенности отечественного ТЭК. А поскольку поставки зарубежного оборудования теперь ограничены, отрасль активно переходит на продукцию российских производителей.
Напомним, экспорт нефтегазового оборудования в нашу страну был ограничен еще 2014 году. В 2022-м санкционный список расширился, плюс некоторые международные нефтесервисные компании свернули свою деятельность в России. Все это ускорило процесс импортозамещения, который отечественная нефтяная отрасль запустила более 10 лет назад. Сегодня она все еще нуждается в зарубежных технологиях и оборудовании, но не так критично, как в 2014-м, когда их доля составляла 60 процентов.
"Уровень импортозамещения в нефтегазовом комплексе сегодня составляет примерно 80 процентов. По сравнению с состоянием на начало санкционного давления доля отечественного оборудования и технологий выросла почти вдвое", - рассказал "РГ" ректор РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Виктор Мартынов.
Впрочем, по словам директора аналитического центра "Яков и Партнеры" Геннадия Масакова, оценки доли импортозамещенного оборудования в нефтегазовой отрасли существенно разнятся: от 80 процентов для ИТ-решений и 90 процентов для ряда технологий нефтепереработки до 10-30 процентов в отдельных категориях, например, технологиях производства сжиженного природного газа (СПГ), оборудования для нефтехимии и геологоразведки.
"Наиболее уязвимыми остаются высокотехнологичные сегменты - нефтесервисные технологии и шельфовое оборудование (например, плавучие буровые установки, морское сейсморазведочное оборудование), где многие решения до сих пор не имеют российских аналогов", - отметил Геннадий Масаков. Он обратил внимание, что развитие суверенных технологий - это не только защита от внешних ограничений.
"Для обеспечения необходимых масштабов спроса на российские нефтегазовые технологии необходимо формировать задел на экспорт, в том числе для расширения присутствия РФ в сегменте нефтесервисов", - считает Геннадий Масаков.
Ключевое оборудование
Отечественная промышленность активно создает новые технологии и увеличивает выпуск оборудования для ТЭК. В 2024 году объем производства в нефтегазовом машиностроении вырос на 33,8 процента - до 508,4 миллиарда рублей. В этом году планируется ввести в эксплуатацию новые производственные объекты, и в целом уровень технологической независимости нефтегазового машиностроения по итогам 2025-го, по оценке Минпромторга России, вырастет до 80 процентов с 70 процентов в 2024-м.
Доля российского оборудования в ТЭК должна вырасти до 90 процентов за пять лет
"В плане импортозамещения последние три года были наиболее активными и результативными. Мы, действительно, продвинулись по многим направлениям", - заверил "РГ" первый заместитель председателя Союза нефтегазопромышленников России, член координационного совета по импортозамещению нефтегазового оборудования при правительстве РФ Анатолий Замрий.
По его словам, созданием собственных технологий активно занимаются крупные российские компании. Также многие разработки и необходимые нефтегазу изделия делаются на уровне регионов, особенно там, где созданы для этого условия - промышленные кластеры, особые экономические зоны и др.
"Если выделять какие-то критические позиции, которые необходимо заместить в первую очередь, то, конечно, хочется отметить такие важнейшие компоненты технологических линий, как реакторы, насосы и компрессоры высокой мощности. Это базовые составляющие любого оборудования", - подчеркнул Анатолий Замрий.
Созданный в 2023 году при правительственной комиссии координационный совет по импортозамещению нефтегазового оборудования определил 220 основных позиций, которые необходимо заменить отечественными разработками. Объем заказа российским производителям по этому оборудованию к концу 2024 года составил 250 миллиардов рублей.
"Результатом работы координационного совета стало развитие межрегиональной и межкорпоративной кооперации, - отметил в разговоре с "РГ" ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Дмитрий Полохин. - К примеру, уход западных ИТ-компаний придал импульс созданию в 2023 году индустриального консорциума для разработки ИТ-продуктов для ТЭК с целью полной замены на российское ПО к 2028 году. А ведь на начало 2022-го зависимость отечественного нефтегаза от западного ПО достигала 90 процентов".
С 2020 года в России провели 30 НИОКР по созданию оборудования для производства СПГ
В числе успешных примеров импортозамещения, по словам эксперта, можно назвать Челябинский завод нефтегазового оборудования, ставший предприятием полного цикла по производству высокопроизводительных насосов благодаря программам господдержки и льготному финансированию. Также благодаря федеральным проектам разрабатывается 29 технологий в сфере производства СПГ, сообщил Дмитрий Полохин.
Работа по импортозамещению будет идти также в рамках стартовавшего в этом году национального проекта "Новые атомные и энергетические технологии". С его помощью к 2030 году планируется повысить долю отечественного оборудования в ТЭК на внутреннем рынке с 72 до 90 процентов. Для этого будет реализовано большое количество НИОКР, в нефтегазовой отрасли - более 200. В результате появится уникальное отечественное оборудование для геологоразведки, бурения на суше и шельфе, для нефтегазохимии.
За трудной нефтью
По прогнозу Минэкономразвития России, добыча нефти в нашей стране по итогам этого года может составить 516 миллионов тонн, как и в 2024-м. Отрасль производит достаточные объемы черного золота, но, чтобы сохранять этот высокий уровень, необходимо осваивать технологии добычи нефти на шельфе и из трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ).
"Речь идет не просто об импортозамещении, но и создании принципиально новых, ранее неизвестных технологий. Часть ТрИЗ - это уникальные объекты, аналогов которым в мире нет. Это Баженовская свита, доманиковые, ачимовские отложения, то есть глубокозалегающие и низкопроницаемые запасы углеводородов", - обратил внимание Виктор Мартынов.
Один из ключевых методов повышения нефтеотдачи при разработке ТрИЗ - гидроразрыв пласта (ГРП). Ранее для этого в нашей стране использовалось преимущественно зарубежное оборудование. Однако создается и собственное. В прошлом году компания "Газпром нефть" провела испытание первого отечественного флота (комплекс оборудования) для ГРП. Был получен сертификат о его готовности к серийному производству и промышленному применению.
Еще одна важная задача, по словам Виктора Мартынова, - импортозамещение оборудования для добычи углеводородов на шельфе. "В ближайшее время на Южно-Киринском нефтегазоконденсатном месторождении с крупнейшими разведанными шельфовыми запасами нефти в России планируется установить первый отечественный подводный добычный комплекс. До сих пор подобные платформы в нашей стране не производились, поэтому событие имеет большое значение для отрасли", - подчеркнул ректор.
Газ пересядет на танкер
В условиях резкого сокращения экспорта трубопроводного газа в Европу одна из важнейших задач - увеличение производства СПГ. Действующие сегодня в стране крупнотоннажные заводы работают на импортном оборудовании, но идет активная работа по созданию собственного.
В период 2020-2024 годов было поддержано проведение 33 НИОКР, сообщили в Минпромторге России. Сегодня по 20 видам оборудования уже созданы опытные образцы, в том числе насос отгрузки СПГ, криогенные шаровые краны, аппараты воздушного охлаждения и др.
Было также локализовано производство спиральновитых теплообменников из нержавеющей стали, добавил Виктор Мартынов. "Раньше это оборудование выпускали только в США и Германии. При разработке теплообменников в России были применены отечественные ноу-хау, чтобы улучшить характеристики оборудования по сравнению с импортными аналогами", - отметил ректор.
Важным событием, по его словам, стал ввод в эксплуатацию первого отечественного испытательного стенда средне- и крупнотоннажного оборудования СПГ.
Ведется работа и по созданию технологии крупнотоннажного производства СПГ. В 2023 году компания "НОВАТЭК" запатентовала технологию "Арктический микс" с производительностью одной линии более 6 миллионов тонн в год. Ее планируется применять на будущем заводе "Мурманский СПГ".
Конечно, нерешенные вопросы в этой сфере еще остаются. "Сейчас главная проблема - отсутствие отечественных танкеров-газовозов, - считает Виктор Мартынов. - Строительство первой серии судов началось, но на рабочий маршрут танкеры пока не вышли. Это технически сложные суда, ведь до сих пор СПГ-заводы располагались в теплом климате, а российские танкеры должны ходить в условиях Арктики".
Глубокая переработка
Помимо добычи нефти и газа важную роль играет их переработка, производство готовой продукции. Здесь также на смену зарубежным технологиям постепенно приходят отечественные.
"Еще несколько лет назад зависимость от поставок катализаторов достигала абсолюта. Причем это касалось как самих соединений, так и носителей. Сейчас же все больше российских нефтеперерабатывающих заводов переходят на отечественные катализаторы", - отметил Анатолий Замрий.
К 2024 году собственные мощности малотоннажной химии позволили обеспечить 70 процентов потребности НПЗ в катализаторах, уточнил Дмитрий Полохин. "Вместе с тем остается нерешенным вопрос по катализаторам для некоторых технологий глубокой переработки нефти, таких как гидропереработка тяжелых остатков, технология замедленного коксования, каталитического крекинга, технология получения масел", - перечислил эксперт.
В отечественной газохимии, по его словам, также предстоит решить целый ряд задач, таких как улучшение адсорбционных процессов, выпуск высокомаржинальной продукции.
Между тем в Казани в этом году началось строительство нового завода компании "Сибур", который будет выпускать все виды катализаторов для создания наиболее востребованных пластиков: полиэтилена и полипропилена. Первыми будут построены мощности по производству хромовых катализаторов. Вторым этапом - производство металлоценовых катализаторов, которые используются для выпуска полиэтилена особо прочных марок.
Важно также развивать малотоннажную промысловую химию, считает Анатолий Замрий. "В настоящее время в России наблюдается резкий рост интереса к химическим методам увеличения нефтеотдачи, поскольку определенные объекты вышли на стадию, когда без применения химии добыча будет сильно сокращаться", - пояснил эксперт.
Анатолий Замрий полагает, что в работе по импортозамещению важно правильно распределить акценты. "Необходимо разделить оперативные, срочные задачи и стратегические, перспективные. И подходы и главные участники, лидеры для разных направлений будут разные. Если для оперативных задач лидерами должны быть производственные компании, то для перспективных задач - экспертные советы по технологическим направлениям развития на базе Российской академии наук с участием всех заинтересованных сторон. При правильной организации процесса мы, безусловно, добьемся высочайших результатов", - подытожил эксперт.
