Поборы на складе маркетплейса? В редакцию Бизнес ФМ обратился продавец, рассказавший о проблемах с приемкой товара на одном из складов Wildberries. По словам нашего слушателя, сотрудники склада придираются к любой мелочи — например, к незначительному повреждению упаковки. Но это можно решить в частном порядке, при помощи наличных, после чего никаких вопросов к грузу больше не возникает. В Wildberries & Russ это опровергли.
Речь идет о складе Wildberries в Тульской области. По словам обратившегося к нам на условиях анонимности селлера, назовем его Артем, раньше особых проблем там не возникало. Но в последнее время просто привезти туда товар и сдать его уже не получается, возникают различные сложности. Виновата в этом, как выразился Артем, «складская мафия»:
«Сотрудники Wildberries начинают создавать ситуацию, по которой мы не можем сдать товар, и вымогать деньги. Есть человек, они говорят: «Он там-то ходит, подойди, может, что-то подскажет» — все, он решает сразу. Коробка у тебя уже по регламенту проходит, хотя полчаса до этого не проходила. Мы вот сейчас отдали 15 тысяч наличными неофициально, чтобы у нас приняли этот груз, именно докопались, что у нас мятая коробка. Водитель говорит: «Условно, в кавычках она мятая». Может, какая-то вмятинка есть, но если обращать на это внимание, то вообще весь картон мятый, правильно? Просто мне дороже выйдет развернуть машину на свой cклад или устранять как-то эту вмятину, которая, по сути, не причина. Причем это все началось не так давно, это буквально второй месяц все пошло, третий, может».
В пресс-службе Wildberries & Russ, куда обратилась редакция Бизнес ФМ, сообщили, что ситуации, о которых рассказывает Артем, полностью исключены. Никакие дополнительные сборы сверх того, за что уже заплачено официально, на складах маркетплейса не взимаются. И «внутренние службы компании следят за организацией логистических процессов, в том числе с точки зрения соответствия законодательству». Продолжает представитель Wildberries & Russ Дмитрий Борщевский:
Дмитрий Борщевский представитель Wildberries & Russ «Требования к упаковке детально прописаны в оферте с учетом специфики, категории, габаритов и иных характеристик товара, и данные положения регулируются офертой о реализации товара на сайте Wildberries и, разумеется, подробно изложены в инструкциях на портале продавцов. Соблюдение этих требований является обязательным для успешной приемки товара. В случае нарушения требований продавец может получить отказ в приемке товара, но и при этом дополнительная плата за это не предусмотрена. Если возникают спорные ситуации, то мы всегда просим партнеров или их представителей сразу обратиться на нашу горячую линию или заполнить специальную анкету. По каждому обращению проводится дополнительная проверка и принимаются соответствующие меры».
Вопрос в том, что делать селлеру, если он действительно столкнулся с поборами при приемке товаров. Мы ничего не утверждаем, однако исключать полностью существование складской мафии, наверное, нельзя. Описанное Артемом может стать основанием для возбуждения уголовного дела. Так считает адвокат, партнер адвокатского бюро КИАП Дмитрий Григориади:
Дмитрий Григориади адвокат, партнер адвокатского бюро КИАП «Незаконное получение, незаконное извлечение прибыли за счет всяких решал, за счет требований что-то там заплатить по незаконной схеме, все эти моменты в бизнесе образуют коррупционную статью 204, «коммерческий подкуп». Если все это фиксируется, если, допустим, пишется заявление и полиция проводит ряд оперативных экспериментов, то доказывается быстро. Достаточно либо голоса, либо переписки, а для того, чтобы доказать уже оконченный состав, то нужно еще доказательство передачи денежных средств, завладения этими деньгами недобросовестным либо преступным лицом».
Однако сложно себе представить, чтобы продавец, в особенности не очень крупный, заявил в полицию о поборах на складе маркетплейса. Например, Артем сообщил, что он даже не обращался в службу поддержки Wildberries, потому что боится. «Мне еще с ними потом работать» — так он это объяснил. И боится не только Артем. Многие селлеры, которые продают на Wildberries и на других площадках и которые рассказывали нам о своих проблемах, просили их не называть. И не сообщать площадке ничего, что поможет их идентификации.