К 2030 году Федеральное казначейство полностью откажется от зарубежного ПО

Летом этого года Федеральное Казначейство завершило импортозамещение государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Проект предполагал замену базы данных ГИС ГМП (объемом 200 терабайт пользовательских данных) с американской системы управления базами данных (СУБД) Oracle на российскую распределенную СУБД Postgres Pro Shardman. Это крупнейший проект миграции СУБД, когда-либо реализованный федеральными ведомствами. О том, как удалось решить такую масштабную задачу, "РГ" рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев.

К 2030 году Федеральное казначейство полностью откажется от зарубежного ПО
© Российская Газета

Почему переход на отечественный софт так важен для Федерального казначейства (помимо требований законодательства РФ)? Насколько известно, вы начали импортозамещение в области ПО еще до того, как это понятие начало активно внедряться в российское правовое поле?

Александр Албычев: Мы осознали для себя эту необходимость задолго до того, как появилось соответствующее законодательство, по ряду причин. Во-первых, в случае использования отечественного ПО мы, как заказчик, понимаем, что вкладываемся в российских разработчиков программного обеспечения, а это в свою очередь развивает российский IT-рынок и повышает объем доходов государства за счет налогов IT-компаний.

Во-вторых, использование российских решений позволяет государственным органам защититься от внешнего давления - исключить риски дистанционного отключения программного обеспечения, а также повысить безопасность данных, ограничив доступ к данным из-за рубежа через эксплуатацию уязвимостей в иностранных решениях.

В-третьих - это стоимость российских решений, которые обходятся нам дешевле зарубежных.

Не могли бы вы кратко объяснить нашим читателям, что такое система управления базами данных (СУБД) и какое место этот софт занимает в информационных системах Казначейства России?

Александр Албычев: Система управления базами данных - это комплекс из нескольких программ, который позволяет удобно и быстро создавать базы данных (БД), управлять размещенными в них данными: добавлять, изменять и удалять их, хранить и анализировать эти данные, обеспечивать их безопасность и целостность и многое-многое другое. По сути, это инструмент оптимального взаимодействия пользователя с данными в базах. Как пример - excel-таблица, с которой каждый из нас сталкивается ежедневно. Это тоже БД, только наши БД действительно огромные, и объемы информации в них хранятся как на десятках тысяч персональных компьютеров. СУБД в итоге является неотъемлемой частью любой государственной информационной системы.

К 2030 году Федеральное казначейство полностью откажется от зарубежного программного обеспечения и оборудования

Что такое Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), и какие последствия были бы, если бы она перестала работать хотя бы на время? Как это может отразиться на обычных людях? Пенсии, стипендии, пособия вовремя не начислят, что-то еще?

Александр Албычев: ГИС ГМП - информационная система, предназначенная для учета и обработки данных о платежах граждан и организаций в бюджет. Эта система обеспечивает централизованные прием, учет и передачу информации между ее участниками - администраторами доходов бюджета на всей территории страны по принципу "единого окна" с одной стороны и всей банковской системой с другой стороны. Благодаря ГИС ГМП граждане практически в режиме онлайн получают начисление от государства на Едином портале государственных услуг и в своем банковском приложении (штрафы, пени, пошлины, налоги и т.д.).

Перебои работы ГИС ГМП могут привести к серьезному сбою финансовой системы страны, блокировкам и задержкам проведения платежей. Например, вы не сможете вовремя оплатить штраф за нарушение ПДД, и вам начислят пени, которые затем вам потребуется оспаривать в суде. Могут быть приостановлены, а иногда и сорваны сделки с недвижимостью, прервано оказание платных медицинских услуг, - в общем, масса крайне неприятных последствий.

Насколько сложен был переход ГИС ГМП с американской СУБД Oracle на российскую СУБД? Есть ли какие-то особенности у перевода такой большой информационной системы?

Александр Албычев: Такого рода проекты всегда являются сложными, поскольку миграция между разными СУБД, не только зарубежными и российскими, но и между любыми в принципе, требует серьезных изменений прикладного ПО. Глубина изменений, которым подверглось затронутое проектом прикладное ПО, потребовала больше времени, чем мы рассчитывали на этапе старта проекта. Не обошлось и без дополнительных настроек в СУБД. Однако без всех этих изменений мы бы не смогли мигрировать данные и переключить работу ГИС ГМП на российскую СУБД.

Что касается особенностей миграции таких глобальных систем, то нужно понимать, что через ГИС ГМП проходит информация о платежах в бюджет со всей страны, и при этом система является централизованной. Это означает, что все начисления и платежи стекаются и обрабатываются в едином центре. Его работу и обеспечивает новый импортозамещенный стек технологий, от которых требуется как высокая производительность, так и гибкая масштабируемость, отказоустойчивость и гарантии целостности данных.

Были ли у вас проблемы с импортным ПО до перехода с него?

Александр Албычев: Основные проблемы с зарубежным ПО, с которыми, я думаю, сталкивались все крупные российские заказчики, - это дороговизна зарубежных решений и, как показала жизнь, - ненадежность иностранных поставщиков. После ухода большинства западных вендоров из страны в 2022 году многие российские организации лишились необходимой технической поддержки используемого зарубежного ПО, и им пришлось самим разбираться со сложностями, возникавшими в работе систем. Здесь хочешь не хочешь, а придется импортозамещаться даже без учета требований законодательства.

Какие ключевые технические и организационные риски вы прогнозировали, и как их удалось нивелировать в процессе перехода?

Александр Албычев: Ключевым риском при переходе на российскую СУБД, конечно, являлась возможность возникновения сбоев в работе ГИС ГМП или даже недоступность системы, о серьезных последствиях которых я уже упоминал. Поэтому мы заранее предусмотрели максимальную подстраховку всех изменений, связанных с переходом.

Миграция ГИС ГМП на российскую СУБД происходила поэтапно. В первую очередь мы произвели копирование данных из импортной СУБД ГИС ГМП в российскую версию СУБД. На втором этапе - выстроили параллельную работу двух систем, импортной и российской. Поступающие в ГИС ГМП данные обрабатывались сразу обеими, при этом результат выполнения запросов и предоставление данных из базы осуществлялись импортной СУБД, но одновременно происходила сверка с ответами российской. При обнаружении расхождений проводился анализ, выяснялась причина и вносились правки до тех пор, пока мы не добились полного соответствия.

На третьем этапе уже был реализован фактический переход на российскую СУБД путем переключения первичной роли с импортной СУБД. И лишь затем спустя время системы Oracle и связанное с ними программное обеспечение были выведены из эксплуатации.

Как изменились требования к IT-инфраструктуре казначейства в ответ на текущие вызовы экономики и глобальную геополитическую обстановку?

Александр Албычев: Требования изменились очень сильно. Мы перешли не только на российское ПО, но и на сертифицированные отечественные серверы и системы хранения данных, используем криптографические алгоритмы по ГОСТу. А кроме того, - создали изолированные контуры для критических систем, резервные дата-центры в разных часовых поясах. Также Казначейство усилило защиту от кибератак путем перехода на сертифицированное Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) ПО и внедрив дополнительные решения для защиты от сложных целевых кибератак.

Насколько готовы российские поставщики ПО и оборудования к поддержке проектов такого уровня, и что, по вашему мнению, нужно улучшить в российской IT-отрасли?

Александр Албычев: Можно сказать, что в целом вполне готовы, хотя в разных сегментах ситуация отличается. Есть направления, в которых имеется целый ряд достаточно зрелых российских решений, не только не уступающих, но и по некоторым показателям превосходящих возможности зарубежных производителей. Это направления разработки СУБД, кибербезопасности, облачных технологий и ряд других. Имеются и IT-ниши, например, микроэлектроника, инженерное ПО и другие, в которых российским поставщикам еще есть куда расти с точки зрения производительности, масштабируемости, интеграционных возможностей решений. Эти направления нужно развивать, и государство сейчас этому немало способствует.

Получится ли в госсекторе использовать только российское ПО, ведь для этого российским вендорам придется заменить продукты западных компаний, совокупная стоимость которых составляет несколько триллионов долларов?

Александр Албычев: Думаю, получится. В реестр российского ПО Минцифры на сегодняшний день включено свыше 27 тыс. программных продуктов и свыше 600 программно-аппаратных комплексов (ПАК). Конечно, не все из них зрелые, однако, многие российские решения уже не просто догоняют зарубежных разработчиков, а конкурируют с ними на равных - особенно по показателям отказоустойчивости, безопасности и интеграции с другими видами отечественного ПО. Российский софт переходит из категории дублирующих систем в ключевые. Например, Федеральное казначейство уже на 85-90% перешло на российские разработки. В этом году мы завершим миграцию на отечественные продукты в критической инфраструктуре, а к 2030 году, в соответствии с госстратегией, полностью откажемся от зарубежного ПО и оборудования.

Инциденты, произошедшие в результате кибератак на российские компании, стали довольно заметными в медийном поле. Как бы вы определили уровень защищенности ГИС Казначейства России и есть ли разница между ним и информационными системами крупных коммерческих компаний?

Александр Албычев: Я бы сказал, что наше ведомство демонстрирует высокий уровень защищенности среди организаций госсектора. Мы создали собственный центр мониторинга и реагирования на кибератаки и постоянно наращиваем его возможности. Координируем свои действия с ключевыми ведомствами - ФСБ, ФСТЭК, ЦБ РФ, подключены к государственной системе противодействия киберугрозам ГосСОПКА и системе безопасных расчетов (СБР). Кроме того, мы развернули мощную защиту наших ресурсов от DDoS-атак, используем стойкие российские криптоалгоритмы и строгий контроль доступа. Уровень защищенности наших систем сравним с ведущими коммерческими организациями российской финансовой сферы, которая является одной из наиболее развитых в мире с точки зрения кибербезопасности.