Эксперт Гусев: Существование КАЗС и ПАЗС находится в правовом вакууме

На фоне дорожающего быстрее инфляции бензина немного подзабылось, что в середине лета в СМИ появились сообщения, что власти хотят разобраться с мобильными автозаправками, или, как их еще называют, контейнерными АЗС (КАЗС) и передвижными АЗС (ПАЗС).

Эксперт Гусев: Существование КАЗС и ПАЗС находится в правовом вакууме
© Российская Газета

Как правило, это мобильная заправочная станция на колесах - большая цистерна на прицепе или полуприцепе с оборудованием для хранения и отпуска топлива, а также измерения объема его выдачи. Выглядеть может и как старый бензовоз времен СССР, и достаточно современно, со всеми новомодными техническими наворотами.

Казалось бы, что плохого, если за счет таких заправок люди получат возможность заправить автомобиль, к примеру, на трассе, где расстояния между АЗС слишком большие, к тому же, возможно, по более низкой цене? Особенно если учесть существующие логистические проблемы с доставкой топлива до отдаленных регионов. Но проблема в том, что деятельность КАЗС и ПАЗС никак не регламентирована и не организована. Фактически никто не несет ответственность за то, что вам продали на такой заправке некачественное топливо или тем паче испортили ваше авто. Вернее, ответственность есть. Уголовная, если удастся поймать виновных.

Как отмечает зампред Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, требования к техническому обустройству ПАЗС и КАЗС сведены на уровень подзаконных нормативных актов.

При этом разрешения на их установку сегодня не требуется. Достаточно иметь право пользования земельным участком, на котором такая станция размещается.

В 2024-2025 годах выявилась тенденция роста количества КАЗС и ПАЗС, которая обусловлена низкой маржинальностью стационарных АЗС и, как следствие, стремлением квазипредпринимателей привлечь покупателя за счет более низкой цены на топливо, которую можно обеспечить в связи с существенно низкими расходами, отсутствием контроля со стороны Росстандарта, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы.

Мобильные заправки используются, как правило, в удаленных районах

Можно сказать и более просто. По словам зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, любая АЗС - это в первую очередь объект повышенной опасности. Их размещение и строительство регламентируется многочисленными правилами, которые в первую очередь оберегают людей от ущерба здоровью и даже жизни, а также экологическими нормами.

Существование КАЗС и ПАЗС находится в правовом вакууме, где, с одной стороны, нет прямого допуска их существования, а с другой - нет и запрета, поясняет Гусев. Собственно, проверять их некому. Более того, все проверки привязаны к юридическому лицу. Если вы не можете определить, кому принадлежит объект, то и предъявлять претензии некому. А если вы определили бесхозный объект, а его переместили на 50 или 100 метров в другую сторону, то это уже будет новый бесхозный объект.

Но не стоит считать КАЗС и ПАЗС абсолютным злом. Как поясняет генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, такие заправки, как правило, используются в удаленных районах, где есть дефицит инфраструктуры для продажи топлива. Также такие решения востребованы в сельском хозяйстве, строительстве и на промышленных объектах, где в качестве моторного топлива или сырья для выработки электроэнергии используется дизель.

То есть польза от них есть. По мнению Станкевича, с технической точки зрения ПАЗС и КАЗС, изготовленные промышленным путем с соблюдением стандартов, требований пожарной, экологической безопасности, могут быть встроены в систему топливообеспечения страны. Основной вопрос в том, что такой единой системы, как ни парадоксально, не существует.

Проведенный Комитетом Госдумы по энергетике опрос глав регионов и руководителей отраслевых компаний выявил два ключевых предложения для предстоящей законодательной работы. Установление требований по наличию схемы размещения объектов розничной торговли топливом в каждом субъекте России. И введение разрешительного порядка установки ПАЗС и КАЗС в зависимости от состояния автопарка, динамики потребления топлива, разветвленности дорожной сети, доступности услуг по заправке транспорта в отдаленных населенных пунктах, поясняет Станкевич.

Терешкин также считает, что работу ПАЗС и КАЗС нужно организовать. Запрет - избыточная мера. Как и в случае с газовыми баллонами, более целесообразным является внедрение автоматизированных систем контроля, которые бы позволяли не только "отбраковывать" фальсификат (топлива), но и отслеживать оборудование на всем жизненном цикле использования - от производства до утилизации, уточняет эксперт.

У Гусева более жесткая точка зрения. Он считает, что работу ПАЗС и КАЗС нужно запрещать. За исключением тех случаев, когда без них обеспечение топливом станет невозможным. К примеру, в труднодоступных регионах, когда ведут строительство трубопроводов, для парков горной техники в карьерах и схожих условиях. Это АЗС не открытого доступа на закрытой территории, где есть ответственное лицо, которое отвечает за ее работу и соблюдает правила ее размещения и функционирования.

Резонно предположить, что судьбу ПАЗС и КАЗС решат на осенней сессии Госдумы.