В Госдуме снова хотят ужесточить требования к курьерам

В Госдуме снова хотят ужесточить требования к курьерам
© BFM.RU

В России могут ужесточить требования к курьерам, в том числе к мигрантам. Об инициативе сообщил спикер нижней палаты Вячеслав Володин. Опрошенные Бизнес ФМ работодатели считают, что нужно оставить решение о приеме на работу за компаниями. Участники рынка также предупреждают: сокращение числа курьеров может вызвать дефицит кадров и рост цен на услуги доставки.

Пост, в котором Вячеслав Володин рассказал о новых инициативах, озаглавлен так: «О курьерах-мигрантах». Спикер Госдумы напомнил, что недавно в Петербурге мигрантам запретили работать курьерами. Ограничения есть еще в 32 регионах, пишет Володин.

Сейчас депутаты задумались о новых мерах. Одна из идей — повысить административную ответственность за доставку пищевых продуктов без оформления медицинской книжки. Но ответственность есть и сейчас: штраф для физлица — до 500 рублей, для юрлица — до 20 тысяч. Говорит основатель компании «Директфуд», автор книги «Торговля продуктами питания в интернет» Мстислав Воскресенский:

Мстислав Воскресенский основатель компании «Директфуд», автор книги «Торговля продуктами питания в интернет» «Требование наличия медицинской книжки у работников предприятий общепита и оптово-розничной торговли, имеющих непосредственный контакт с продуктами питания, действует в России уже несколько десятилетий. На практике все курьеры крупных игроков рынка — «Вкусвилла», «Яндекс Еды», «Самоката», «Впрок», «Купера» и других — имеют медицинские книжки, поэтому увеличение штрафов на ситуацию почти не повлияет. Гораздо важнее сегодня другое: в большинстве случаев оформление медицинских книжек носит чисто формальный характер, фактически никаких анализов или медицинских тестов не проводится при ее выдаче».

Сами курьеры рассказывают, что к медкнижкам какие-то сервисы относятся формально, какие-то — проверяют жестко. Они отмечают, что сами дарксторы, где доставщики забирают заказы, не всегда отличаются хорошими санитарными условиями. И не понимают, кто выиграет от увеличения штрафов за медкнижки курьеров, которые просто несут закрытый пакет.

Другая инициатива, которую обсуждают депутаты, — запретить работать курьерами тем, у кого есть судимость за определенные виды преступлений. Их список Володин не уточнил. Но сами сотрудники доставки говорят, что среди их коллег это вызвало недоумение. Говорит курьер Илья:

«Когда общаешься, понятно, что такие вещи люди не любят афишировать, если у кого-то что-то есть за спиной. Но в целом такой проблемы не было, я таких людей не встречал. То есть я знаю, что в других сферах, допустим, где-нибудь на условных складах каких-нибудь маркетплейсов такая проблема имеется. В курьерской сфере для меня стало даже в какой-то мере открытием, что, оказывается, эта проблема так называется. Да и по поведению скажешь: есть же какие-то привычки, если кто-то продолжительно находился в местах не столь отдаленных, у них все-таки какие-то привычки, повадки остаются. Такого я не наблюдал».

А основатель ресторанов доставки еды FoodBand Артем Халимоненко уверен, что принимать решение должен работодатель:

Артем Халимоненко основатель ресторанов доставки еды FoodBand «Задача исправительных учреждений — собственно, исправить человека. И предполагается, что оттуда он выходит исправившимся. А если мы запрещаем таким людям работать курьерами либо кем-то еще, то мы таким образом просто мешаем этим людям влиться в нормальное законопослушное общество. Поэтому я считаю, что это не очень полезная инициатива. Но, с другой стороны, я согласен, что работодателю важно знать, была у человека судимость или не была, и дальше уже работодатель сам принимает решение, брать ему конкретного человека к себе в команду или не брать».

Как заметил в переписке с Бизнес ФМ один из курьеров, «последствия лягут на плечи потребителя, который заплатит за это рублем, так как курьерская масса уменьшится, а доставка вырастет в цене». Кстати, это уже прогнозируют в Петербурге. Представитель городских сервисов «Яндекса» сказал газете «Деловой Петербург», что дефицит кадров может повысить цены на доставку более чем в два раза.