На Ямале развивают собственное производство маломерного рыболовного флота

Департамент АПК Ямала детально изучил опыт предприятий, которые наладили у себя строительство маломерных судов, адаптированных к условиям Арктики. Это обходится гораздо дешевле, чем покупка готовых. Кстати, тема снабжения комплектующими для плавсредств поднималась почти на каждой встрече промысловиков и рабочей группы по совершенствованию рыболовной отрасли, куда входят представители правительства и парламента региона.

На Ямале развивают собственное производство маломерного рыболовного флота
© Российская Газета

Бударка - тяжелая семиметровая лодка, нижняя часть которой выдолблена из цельного дерева, борта нашиты из досок, а нос приподнят. На Ямале она популярна еще с 1930-х годов, способна перевозить до полутора тонн груза по рекам и озерам. В Аксарке создают классические модели: для обшивки используют ель, для палубы и шпангоутов - сосну. В сухом виде они весят 250 килограммов, после спуска на воду - до 600.

- Судно проверено временем. Мы используем традиционные технологии и материалы, как это делали мастера в начале XX века, - отмечает директор местного рыбозавода Алексей Лукьяшко.

А в селе Горки в прошлом году освоили производство бударок нового поколения - из пластика. У них грузоподъемность чуть меньше, до одной тонны, но вполне позволяет перевозить одновременно и сети, и улов. Сегодня на предприятии успели изготовить шесть таких лодок для себя и четыре на заказ, уже поступают новые заявки от общин.

- Преимущества пластика в том, что его легко ремонтировать, не нужно смолить, он не трескается и не рассыхается, как древесина. Лодка получается легкой, при этом устойчивой, не подверженной сильному крену, что подтверждает наш опыт, - рассказывает директор рыбозавода Андрей Попов.

Из пластика лодка получается легкой, при этом устойчивой, не подверженной сильному крену

Отметим: производство маломерных судов организовали сами же пользователи - в конце концов, кто лучше рыбаков знает, что им необходимо? Но, если развивать это направление с господдержкой, в перспективе можно полностью закрыть потребности региона в обновлении маломерного флота.

Как уже сообщала "РГ", поездки рабочей группы в поселки организованы по поручению губернатора Ямала. За лето встречами охватили всю целевую аудиторию. В частности, в первой декаде августа представители региональных властей побывали в Пуровском районе. Самая удаленная его точка - поселок Самбург, здешний совхоз на сезон обычно нанимает 25-30 коренных северян, добыча рыбы ведется на 11 участках. На встречах в Халясавэе и Харампуре присутствовали члены сельхозобщины, у которой в распоряжении имеются 57 участков и восемь производственных баз, из 219 человек персонала большинство - представители КМНС.

- Вопросов по снабжению спецодеждой и орудиями труда, как правило, не возникает, но людей волнует оснащение лодками большой вместимости, что удобно для бригад и экономично по расходу топлива, - рассказал спикер парламента ЯНАО Сергей Ямкин. - Проблемой остается занятость по окончании летней путины. Остро стоит и тема обеспечения жильем рядом с работой, к примеру, в Самбурге.

Финальной точкой маршрута стали села Красноселькупского района, где промыслом занято свыше 200 человек. В Красноселькупе фермер Михаил Романенко выдвинул несколько инициатив: сформировать для небольших рыболовецких объединений отдельную программу поддержки, оказываемой через центры "Мой бизнес", и возродить заготконторы для сдачи дикоросов и рыбы. В Тольке промысловики высказали пожелание, чтобы их флот дооснастили небольшими плавучими рефрижераторами.

Всего рабочая группа собрала 400 предложений. Теперь их обобщат и отберут самые эффективные для включения в дорожную карту.