ФАС разработала проект по отмене антимонопольного иммунитета интеллектуальных прав
Федеральная антимонопольная служба разработала проект поправок к закону «О защите конкуренции». Поправки позволят применять меры антимонопольного контроля к интеллектуальной собственности и должны уменьшить риски монополизации товарных рынков. Это особенно актуально для нынешней ситуации, при которой осуществляется переход компаний на отечественный софт и другие технологические решения.
Под действие поправок попадут результаты интеллектуальной деятельности (РИД). В действующем законодательстве владельцы РИД защищены антимонопольным иммунитетом. Если изменения вступят в силу, иммунитет не будет действовать, когда единственный владелец технологического решения злоупотребляет своим монопольным положением. Например, кратно повышает цену на продукт или услугу. Однако и перечень оснований, по которым действия правообладателей могут считаться допустимыми, расширится. К примеру, если цена продукта или услуги выросла в связи со стимулированием отечественного технического прогресса, это считается оправданным.
По мнению партнера юридической группы «Парадигма», адвоката Марата Хасанова, поправки неоднозначны, но вполне могут помочь государству сэкономить при взаимодействии с IT-сектором:
Марат Хасанов партнер юридической группы «Парадигма», адвокат «Законопроект имеет двойственную природу. С одной стороны, поднимается вопрос о лишении иммунитетов, а с другой стороны, в проекте указаны те критерии, при наличии которых ситуация не будет считаться злоупотреблением доминирующим положением на рынке. Идет поиск баланса в регулировании IT-сферы. Понятно, что здесь фискальный интерес государства, это снизит расходы государства на «цифру». Например, участие IT-компаний в госзакупках, когда они продают цифровые услуги по госконтрактам. В моем понимании как раз в случае ослабления иммунитетов государство может тратить меньше денег из бюджета на закупку цифровых услуг, как один из вариантов. Государство пытается сделать так, чтобы цены пошли вниз за счет ослабления этих иммунитетов, потому что те правообладатели, которые будут при новом правовом регулировании завышать цены, будут привлекаться к ответственности Федеральной антимонопольной службой. И это повлияет на ценообразование, в том числе при госзакупках».
В начале 2020 года ФАС уже представляла поправки к антимонопольному закону в отношении исключительных прав на РИД. Проект вызвал критику бизнеса. Предприниматели выразили беспокойство по поводу инвестпривлекательности российских разработок в отсутствие защиты интеллектуальных прав.
Такие опасения существуют и сейчас. Их озвучил президент некоммерческого партнерства разработчиков ПО «Руссофт» Валентин Макаров. Он отмечает, что ряд компаний подписали хартию и не повышают цены более чем на величину инфляции плюс 15%:
Валентин Макаров президент некоммерческого партнерства разработчиков ПО «Руссофт» «Все примеры, которые приводят представители Счетной палаты или ФАС о том, что цены повышаются, обычно исходят из того, что одна из крупных корпораций представляет копию прайс-листа на софт. Но софт, программное обеспечение и разработки являются сугубо специфическим видом деятельности, в котором нельзя проводить параллели с производством материальных продуктов. Вы вложили миллиард рублей в этот софт, но не можете продать его за миллиард рублей никому. Каждый день нужно дорабатывать этот софт до новых требований рынка. Если сейчас применить общее положение, большинство компаний, которые придерживаются этой хартии, будут иметь дополнительные расходы на то, чтобы делать отчетность, доказывать, что они невиновны, потому что в первые годы, безусловно, государственные органы будут стараться найти негатив, работать с рвением, тем самым подвергая риску компании, которые живут в реальной жизни. Не хочется подвергать рискам IT-компании, которые в это время очень серьезно вложились в импортозамещение и которые теперь должны предлагать продукты на глобальный рынок, иначе они никогда не будут мировыми лидерами».
Летом 2024 года глава ФАС Максим Шаскольский выступил за исключение антимонопольных иммунитетов из закона.