На глазах у всего мира: к ситуации в Северо-Курильске приковано внимание
Многомиллионные убытки
Город Северо-Курильск на острове Парамушир еще подсчитывает масштаб ущерба, нанесенного стихией. После сильных подземных толчков на город обрушилось цунами. Северо-Курильск, уже имея страшный опыт цунами 1952 года, которое разрушило все здания и унесло жизни, был заново отстроен тогда уже с учетом подобных стихийных бедствий, городская территория далеко отнесена от берега. Однако у береговой зоны находятся предприятия, которые в силу своей деятельности работают именно здесь, у воды. Это, конечно, порт, а также рыбоперерабатывающие заводы. Именно они и оказались на пути разрушительной волны.
Местный завод «Алаид» оказался самым пострадавшим на острове. Как ранее сообщало руководство предприятия, цунами уничтожило почти все оборудование в цехах, технику, обесточило предприятие, унесло в океан крупный улов (более 120 тонн лосося и тонну гребешка), «Алаид» остался без холодильного оборудования: уничтожены все реф-установки, электроника, хранить продукцию негде. Фактически вся его работа парализована. Мэр Северо-Курильска Александр Овсянников, лично посетивший территорию завода, подтвердил, что предприятие не функционирует, судьба его под вопросом.
«Да, мы, бизнес, нуждаемся в помощи. В местных магазинах от землетрясения очень много побилось продукции, это кошмар. Очень страшно пострадал порт, размыло заборы, кабели, инфраструктура завода «База сейнерного флота» — машины, тракторы — все превратилось в кашу. Но самый сильный удар, конечно, нанесен «Алаиду». У них очень многое разрушено, уничтожено, просто ужасно. Мы пытаемся помогать, давали технику для разбора завалов на заводе. Предприниматели Северо-Курильска понесли миллионные убытки, и «Алаиду» будет вообще очень тяжело восстановиться. Без государственной поддержки нам не справиться»,— рассказывает владелец магазинов в Северо-Курильске Анатолий Артемьев.
«Порт очень сильно пострадал. Рыбозавод «Алаид» вообще в ужасном состоянии, страшно смотреть. Он фактически на 95% разрушен, второй наш завод «База сейнерного флота» поменьше. В городе тоже очень много проблем. Наша больница теперь вообще в аварийном состоянии, всех переселили в надувные палатки, а как может город существовать без больницы, без заводов? Государство, региональные и федеральные власти должны подключиться и помочь, тут даже вопросов нет. Нужна прямая финансовая поддержка», — считает Эдуард Мурадов, еще один предприниматель, имеющий свои магазины в Северо-Курильске, его собственные убытки составили до 15 млн рублей.
Директор муниципального северо-курильского предприятия «Автодор» Константин Патюков рассказал, в свою очередь, что дорожная инфраструктура города была восстановлена быстро: «Мы свою задачу выполнили на 90 процентов. Дороги и мосты уже отремонтированы. Дороги отсыпаны на 90 процентов, портовая часть убрана на 40 процентов, расчищаем завалы. В городе пять мостов, мост, идущий на полигон ТБО, был смыт и разрушен, но мы его уже почти восстановили. Стройматериалы частично унесло в море, но у нас были запасы. У нас есть свой дробильный комплекс, и там есть щебень, это в 4 км от берега, поэтому это производство не пострадало». Частным же предприятиям еще предстоит много работы по устранению последствий стихии.
Бизнес предпринимает героические усилия
«Курилы действительно зона и сейсмоопасная, и подверженная штормам, ветрам, природные условия там вовсе не благостные, есть риски природных катастроф, здесь тяжело и жить, и вести бизнес. И если происходят такие катаклизмы, нужно быстро и эффективно погасить последствия», — отмечает Никита Масленников, экономист, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития.
При этом эксперт подчеркнул, что сам факт того, что бизнес пришел на Курилы, на столь непростую для развития экономики территорию, заслуживает уважения и поддержки. «Мы только-только начали с точки зрения бизнеса осваивать Курильские острова. Там, кроме этих рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий и ремонтных баз, пока ничего нет. Бизнес вложил серьезные инвестиции, и нам их надо поддержать. Эти инвесторы даже в некоторой степени герои, они рискнули вести бизнес в таком сложном, рискованном с точки зрения работы и развития экономики регионе. Если мы не восстановим там эти предприятия — их просто там не будет, а тогда не будет на Курилах и населения. Это все завязано в один узел. Раз Курилы — наша земля, там надо работать, если мы там присутствуем — значит, что-то должны там делать. А как, если бизнес уйдет? Нет бизнеса – нет людей», — говорит Никита Масленников. Он подчеркнул, что развитие ситуации на Северо-Курильске — в позитивном либо в негативном ключе — может стать сигналом и другим предпринимателям: «Если мы определяем какой-то приоритет, то мы ему следуем, и наоборот. Держать слово — очень важно. Бизнес — животное пугливое: если власти не выполняют свои обещания, то он уйдет из региона и туда больше не придет. Ну а бизнес других субъектов РФ сделает для себя выводы».
Стратегический вопрос
События в Северо-Курильске могут иметь последствия и с точки зрения политической, это стратегический вопрос, убежден Никита Масленников, поэтому будет важен каждый шаг региональной и федеральной власти, ошибки могут обойтись дорого: «Если мы, Россия, сейчас оставим Северо-Курильск в запустении, территория будет приходить в упадок. Но Курилы сейчас, после удара стихии, — на глазах у всех, и в этом случае соседние государства, которые претендуют на Курильские острова, могут сказать: «А что добру пропадать, вы все равно тут ничего не развиваете, не можете сами, отдайте нам, мы сможем». Но мы не должны им давать даже повода так думать! Местные и федеральные власти, в лице правительства РФ во главе с Михаилом Мишустиным, профильных ведомств, руководства Сахалинской области во главе с губернатором региона, должны в полной мере помочь Северо-Курильску, и не только гражданскому населению, но и бизнесу, тем более заводам, которые образуют социально-экономическую среду в городе, обеспечивают людей работой, помогают развивать городскую инфраструктуру».
Как напомнил экономист, Курилы имеют для России стратегическое значение, с точки зрения военной, политической, и экономической: «И конечно же, в условиях бесконечных территориальных споров мы должны подтверждать, что это наша земля: мы на ней трудимся, создаем семьи и рожаем детей, поднимаем экономику. Поэтому приоритет совершенно понятен: на этих островах, естественно, должно быть в полной мере российское присутствие. И не номинальное — просто флаг повесить — а реальное: здесь надо организовывать жизнь». Тем более на Курилы Россия возлагает серьезные экономические надежды, подчеркнул Никита Масленников: «Надо иметь в виду, что Курильская гряда может быть в перспективе серьезным экономическим плацдармом и перевалочной базой, хабом, это обеспечит транзит по Северному морскому пути. Курилы — очень серьезная для нас территория с точки зрения политики и экономики, отсюда весь Азиатско-Тихоокеанский регион как на ладони. А раз есть такая долгосрочная перспектива, надо восполнять то, что потеряно. Сейчас помочь бизнесу Северо-Курильска ликвидировать ущерб — первостепенная задача для государства».