Недоставка телевизора обошлась продавцу в полмиллиона
Накануне Нового года клиент маркетплейса решил купить новый телевизор, который вместе с доставкой обошелся ему более чем в 100 000 рублей.
Произошло это в Волгограде. Доставить телевизор должен был продавец, но в назначенный день никто с покупкой не приехал, а вскоре в аккаунте покупателя появилось сообщение, что заказ отменен продавцом, якобы в день доставки курьер до клиента не дозвонился.
Возмущенный покупатель потребовал отдать ему товар, но маркетплейс ответил, что он тут ни при чем, а продавец вообще проигнорировал требование. И покупатель пошел в суд. Там выяснилось, что заказ был отменен по инициативе продавца, но не из-за проблем с доставкой, а из-за ошибки в карточке товара. Дело в том, что разрекламированного телевизора у продавца не было.
Продавец в суде построил свою защиту на доводах о потребительском экстремизме и форс-мажоре. Он объяснил, что отсутствие такого телевизора является "обстоятельством непреодолимой силы", чрезвычайным обстоятельством, наступление которого нельзя было заранее спрогнозировать. Как только продавцу стало ясно, что такого товара у него нет, он тут же уведомил об этом маркетплейс. Так что резервирование воображаемого телевизора покупателем произошло помимо воли продавца. Но суд не внял доводам продавца и встал на сторону покупателя. Суд сказал, что покупатель приобрел в интернет-магазине у ответчика телевизор, оплатив полную его стоимость и стоимость доставки. Это подтверждается копией кассового чека маркетплейса. А доказательств того, что нарушение сроков передачи товара и отмена продажи произошли вследствие непреодолимой силы, суду предоставлено не было.
По Закону о защите прав потребителей договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара. Если продавец, получивший оплату, не исполнил обязанность по передаче товара в срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать передачи товара в установленный им новый срок или возврата оплаты.
Если продавец, получивший оплату, не передал товар в срок, потребитель вправе потребовать передачи товара в установленный им новый срок или возврата оплаты
Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков из-за нарушения срока. Продавец обязан привезти телевизор с аналогичными характеристиками в течение семи дней с даты вступления решения суда в силу. И выплатить неустойку за нарушение срока передачи товара в 80 000 рублей (с момента просрочки по день вынесения решения) и еще одну неустойку - 0,5 % за каждый день просрочки от суммы предварительной оплаты товара со следующего после вынесения решения суда дня и по день фактического исполнения обязательства. И еще заплатить компенсацию морального вреда в 5000 рублей. Плюс выплатить в пользу истца неустойку в 1000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда о передаче оплаченного товара - телевизора. К этому суд добавил штраф за недобровольное исполнение требований потребителя и возместить ему судебные расходы. В итоге общая сумма выплат превысила стоимость телевизора в пять раз.