Столичные застройщики начали экономить на панорамных видах: только 14% новостроек бизнес-класса имеют общественные террасы
Новостройки бизнес-класса старой Москвы опережают проекты других сегментов по обеспеченности общедомовыми террасами. Однако темпы старта проектов с такой эксклюзивной опцией замедляются.

Как сообщил «МК» управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов, сейчас на первичном рынке бизнес-класса старой Москвы представлено 144 комплекса. При этом общественные террасы, доступные всем жителям зоны отдыха с панорамными видами, запроектированы в 20 из них (13,9% от общего числа). Квадратный метр в этих проектах обойдется в среднем в 524,8 тыс. руб. Это на 7,9% выше среднего показателя в сегменте (486,2 тыс. руб.).
«Наценка за наличие общественных террас в проектах составляет около 5-10%», – заметил аналитик. При этом, с его слов, новостройки с данной опцией обладают повышенной ликвидностью. «Квадрат» в них за последние два года подорожал на 17%, т.е. быстрее рынка. В то же время минимальный порог входа составляет всего 8,3 млн руб. (за 19,9 кв. м). Удобные всесезонные пространства для рекреации и деловых переговоров на свежем воздухе служат естественным продолжением квартир, по сути, эффективно дополняя жилую площадь.
«Сегодня девелоперы проектируют в своих жилых комплексах различные форматы пространств для формирования и развития комьюнити, отдыха и ведения бизнеса», – отметила заместитель генерального директора по стратегии и развитию продукта компании MR Жанна Махова. В их число, по ее мнению, входят лаундж-зоны, клуб-хаусы, коворкинги, смотровые площадки, просторные перголы. Один из самых востребованных и практичных форматов – общественные террасы. Они гарантируют жителям удобное место для досуга или работы под открытым небом, отличные видовые характеристики и повышение экологичности проекта.
Проекты бизнес-класса с общественными террасами реализуют на текущий момент в Москве 14 девелоперов, – подсчитал Сырцов. При этом темпы старта проектов бизнес-класса с общественными террасами в старой Москве замедляются. Если в 2022 году были открыты продажи в трех подобных комплексах, то в 2023-м – в двух, а в 2024 г. на рынок вышел только один такой ЖК.
«Общественные террасы – привлекательные пространства, однако в некоторых готовых новостройках они неправильно эксплуатируются и даже пустуют», – считает директор коммерческого управления Stone Кристина Недря. По ее словам, сделать общественную террасу настоящим центром притяжения комьюнити помогает собственная управляющая компания девелопера. Такие организации способствуют максимально разнообразному досугу клиентов, устраивая под открытым небом занятия по йоге и стретчингу, проводя киносеансы и тематические праздники.
Некоторые общественные террасы в новостройках бизнес-класса обладают весьма необычными концепциями. Например, лаундж-зона на свежем воздухе в флагманском корпусе городского квартала в Коломенском оформлена в стиле Сальвадора Дали. В частности, здесь установлены скульптуры по мотивам картин выдающегося испанского художника. В другом квартале на берегу Москвы-реки в районе Покровское-Стрешнево общественные террасы расположены на крышах не только многоквартирных домов, но и входящих в состав проекта таунхаусов. В ЖК, расположенном рядом с метро «Бутырская», зона отдыха под открытым небом сформирована на крыше отдельно стоящего павильона, над детским клубом и библиотекой.