Эксперты рассказали, какие ниши предприниматели выбирали с 2020 по 2025 год
В 2024 году электронная коммерция впервые заняла лидирующую позицию по числу новых субъектов, сместив многолетних фаворитов — строительство и грузоперевозки. Об этом Sostav рассказали в агентстве по продвижению на маркетплейсах «Шольчев» со ссылкой на данные ФНС.
До 2020 года пятерка ведущих ниш оставалась стабильной. В нее входили строительство (15%), грузоперевозки (12%), розничная торговля (12%), салоны красоты (10%) и оптовая торговля (9%). Во время пандемии оптовую торговлю вытеснили аренда и управление недвижимостью, которые заняли в топе третье место. Строительство и грузоперевозки поделили первую строчку. Розница подвинулась на вторую позицию (количество новых бизнесов в этой сфере сократилось на 3 тыс., в то время как другие ниши показывали рост). Пятерку замкнули салоны красоты (9%) и рестораны и доставка продуктов (8%).
Электронная коммерция впервые вошла в топ-5 лидеров в 2022 году. Тогда за год было зарегистрировано 124,2 тыс. новых компаний, что позволило отрасли занять четвертое место, вытеснив салоны красоты. За следующий год e-commerce поднялась на три позиции, оставив позади розничную торговлю, рестораны и доставку еды.
Строительство и грузоперевозки впервые уступили лидерство в 2024 году. В прошлом году в электронной коммерции было зарегистрировано 303,8 тыс. бизнесов, что больше, чем в сфере строительства, на 82,5 тыс., чем в сегменте грузоперевозок — на 65,3 тыс.
Евгений Шольчев, основатель агентства «Шольчев»:
За последние два года изменилась сама логика входа в бизнес. Предприниматели стали избегать капиталоемких направлений вроде строительства и перевозок, где нужен большой стартовый капитал. Вместо этого фокус сместился в сторону гибких и управляемых ниш. Онлайн-торговля как раз дает такие возможности: она позволяет оперативно проверять гипотезы, получать обратную связь и масштабировать удачные решения. Это делает e-commerce устойчиво привлекательной нишей и объясняет ее рост.
В строительстве и грузоперевозках бизнес-процессы давно устоялись, модель входа в рынок понятна. E-commerce или доставка еды — относительно новые направления. Предпринимателям нужно время, чтобы освоиться в них и начать воспринимать эти ниши как надежные. В последние годы тревожность по поводу открытия компании в сфере онлайн-торговли снижается. Согласно опросу «Яндекс Маркета», за период с 2022 по 2024 год страхи по поводу высокой конкуренции на маркетплейсах снизились на 45%, тревога из-за непрозрачности доходов — на 48%.
В первом полугодии 2025 года в e-commerce было зарегистрировано 17 тыс. новых компаний. В строительстве за тот же период появилось 13 тыс. новых бизнесов, в сфере аренды недвижимости — 9 тыс., в грузоперевозках — 7 тыс.
Что касается прогнозов развития электронной коммерции, то в ближайшие годы рынок будет укрепляться из-за роста ВВП, увеличения потребления, смягчения кредитно-денежной политики. Позитивный сценарий развития подтверждают и отчеты консалтинговых компаний. Например, по данным «Яков и Партнеры», к 2030 году сегмент онлайн-торговли вырастет в 2,6 раза, до 32,3 трлн руб.