Михаил Варфоломеев — о технопарке КФУ: "Опытные производства откроются по актуальным для Татарстана направлениям малотоннажной химии"

Руководитель технопарка КФУ Михаил Варфоломеев рассказал, что даст грант в 250 млн рублей российскому ТЭК

Михаил Варфоломеев — о технопарке КФУ: "Опытные производства откроются по актуальным для Татарстана направлениям малотоннажной химии"
© Реальное время

Директор технопарка КФУ "Малотоннажные химические технологии", обладатель премии "Научный прорыв" Михаил Варфоломеев рассказал о "критических" нишах химической продукции в "нефтянке" и объяснил, почему КФУ взялся строить третью опытно-промышленную площадку в Казани.

Без "крошки" малотоннажной химии гранды ТЭК могут остаться с некачественной продукцией

Ни одна глобальная нефтяная компания в мире не обходится в добыче без "капли" нефтепромысловых реагентов. Они нужны для подготовки и транспортировки углеводородного сырья, повышения нефтеотдачи. Специальные химические добавки применяются при гидроразрыве пласта и бурении скважин, а нефтепереработка и нефтехимия могут и вовсе остановиться без "щепотки" катализатора. Это и есть "малотоннажная химия".До введения санкций нефтяники и нефтехимики активно "закупались" у немецкой BASF и французской Axens, а с их уходом компании начали стимулировать разработку собственных реагентов. В этом году КФУ выиграл грант Минобрнауки РФ в 250 млн рублей на создание и развитие инжинирингового центра. Грант полностью пойдет на разработку и опытно-промышленное внедрение продуктов малотоннажной химии.

Михаил Алексеевич, в России ежегодно добывается более 500 млн тонн нефти и 670 млрд кубометров газа, но поддерживать высокие темпы добычи углеводородов становится труднее. Эра "легкой" нефти подходит к концу. В республике, где расположены зрелые месторождения, а также сосредоточены большие запасы сверхвязкой нефти, давно работают над этой темой. Насколько в КФУ продвинулись в технологиях повышения нефтеотдачи пластов?

— На мой взгляд, один из главных прорывов за последнее десятилетие в нефтегазовой сфере относится к разработке технологии применения катализаторов для повышения нефтеотдачи пластов и частичной переработки тяжелой нефти прямо в пласте при паротепловом воздействии. Этим направлением активно занимаются в Казанском федеральном университете совместно с крупными нефтегазовыми компаниями — "Зарубежнефтью", "Татнефтью", ЛУКОЙЛом, "Газпромнефтью". Уже есть успешные результаты их применения на месторождениях, и не только в России. Все это благодаря федеральной и республиканской поддержке и тесному сотрудничеству с индустрией. Так, большой задел был получен в рамках реализации программы исследований Научного центра мирового уровня (НЦМУ) в области рационального освоения запасов жидких углеводородов, созданного в КФУ в 2020 году. На его базе был разработан целый пул продуктов для нефтегазовой отрасли, представляющих собой специализированную малотоннажную химию.

Технопарк КФУ "зарядят" на катализаторы, суперконструкционные пластики, нефтепромысловую химию и не только

— В феврале этого года в Казанском университете появилась новая структура — технопарк "Малотоннажные химические технологии". Судя по названию, его деятельность будет направлена на изыскания в области химии и новых материалов?

— Да, верно. Одна из национальных целей РФ — это технологическое лидерство. Татарстан — один из передовых регионов, который активно работает над достижением национальных целей развития страны. Это стоит на повестке дня у Рустама Нургалиевича Минниханова — при его непосредственном участии многие инициативы получают поддержку и налаживается тесное взаимодействие науки и бизнеса.

По решению ректора на базе КФУ был создан технопарк. Почему здесь? У нас собрано немало разработок в сфере нефтегазовых и химических технологий, были проведены лабораторные испытания, моделирование, и следующий необходимый шаг — внедрение в промышленность. Технопарк создан для инжиниринга и масштабирования разработок для увеличения конверсии идей в индустрию. У нас большой потенциал. Нами был выигран федеральный грант Минобрнауки РФ в размере 250 млн рублей. Он позволит закупить опытно-промышленное оборудование для производства химии и новых материалов.

— Что является базовым для технопарка?

— При подаче заявки в Минобрнауки РФ мы определили два ключевых направления. Это гетерогенный катализ для нефтехимии и малотоннажная химия для нефтегазовой отрасли. Это означает, что инжиниринговый центр на базе технопарка будет сосредоточен на двух вещах — на разработках катализаторов и нефтепромысловых реагентов.

СИБУР и "Газпромнефть" стали индустриальными партнерами КФУ

— Кто готов стать индустриальными партнерами технопарка?

— Партнерами по обозначенным направлениям являются СИБУР, "Газпромнефть", "Татнефть", "Зарубежнефть", Иркутская нефтяная компания, малые нефтяные компании Татарстана. С ними подписаны и реализуются соответствующие соглашения и договоры. Кроме нефтяной отрасли, мы начали сотрудничество с "Тасмой", "Нэфисом" и другими компаниями. Татарстан, благодаря развитой химической и нефтехимической промышленности и всесторонней поддержке руководства республики, может стать центром малотоннажной химии. Ведь у нас сосредоточены крупные производители сырья, на основе которого можно выстраивать определенные цепочки продуктов, создавать новые переделы.

— На что планируете потратить грантовые деньги?

— В этом году планируем закупить технологическое оборудование для организации опытного производства в Казани. Дело в том, что разработки необходимо проводить через опытно-промышленные испытания. Осенью этого года планируется открыть площадку на улице Модельной, 2а. Там появится несколько пилотных установок, где будут производиться и испытываться опытные партии малотоннажной химии для различных отраслей — от нефтегаза до агропромышленного комплекса.

Как укрепить связь с промышленностью

— Что нужно науке, чтобы укрепить связь с промышленностью?

— Тут важна поддержка опытных производств, ведь именно на стадии перехода от лабораторного образца в колбе до промышленных испытаний "погибает" большое количество научных идей.

— Какие нефтяные компании пользуются вашими разработками?

— Мы работаем практически со всеми крупными нефтегазовыми компаниями страны. Особенно хочу отметить наши проекты, направленные на разработку месторождений с запасами трудноизвлекаемой нефти. В рамках лаборатории мирового уровня, поддержанной Российским научным фондом и индустриальными партнерами, мы занимаемся тепловыми методами увеличения нефтеотдачи с применением катализаторов, а также в дополнение к этому разрабатываем химические реагенты ПАВ (поверхностно-активные вещества), которые используются при добыче остаточной нефти на зрелых месторождениях. По этим направлениям Татарстан является одним из лидеров в мире.

Полезная капсула для скважин "Газпромнефти"

— Год назад вы рассказывали об интересном реагенте, созданном по принципу медицинских препаратов, — он оказывает свое действие и разрушается через заданное время. Получено ли одобрение "Газпромнефти"?

— Речь идет о жидкостях глушения с функцией самодеструкции. Этот реагент необходим для газовых скважин, а также нефтяных скважин с аномально низким пластовым давлением, где традиционные жидкости глушения оказываются малоэффективными и могут существенно снизить добычу нефти. Принцип действия необычный. Реагент при проведении ремонтных работ образует блок-пачку, а потом через необходимое время саморазрушается, после чего восстанавливается продуктивность скважин.

На эту разработку получено два патента и проведены успешные промышленные испытания на одном из месторождений. Теперь готовимся к масштабированию на объектах с другими условиями.

"Татнефть" укрепляет научное взаимодействие с Высшей школой нефти в Альметьевске. Не боитесь внутренней конкуренции в этом направлении?

— Мы работаем совместно с АГТУ ВШН по ряду проектов и надеемся, что это сотрудничество будет только развиваться во благо Татарстана и нефтяной отрасли. ПАО "Татнефть" для нас является стратегическим партнером.

Наука работает на результат

— Сейчас наука и образование нацелены на достижение практического результата, а фундаментальная наука как будто и не нужна. Гранты выдаются при условии выполнения практических работ. Как найти баланс между наукой и прикладными целями бизнеса? Стоит ли заниматься фундаментальной наукой, если нет заработка?

— Да, иногда с момента открытия до внедрения проходят десятилетия. Но нам удалось пройти переход быстрее — от идеи до промышленного применения по некоторым разработкам нам удалось пройти за год. Поэтому важно развивать фундаментальные знания и эффективно их применять для решения практических задач. Большая поддержка науке оказывается в Татарстане.

В конце 2022 года была утверждена государственная программа научно-технологического развития РТ. В рамках нее проводится целый ряд конкурсов на фундаментальные гранты и прикладные исследования. Здесь ключевую роль играет Академия наук Татарстана и созданный под ее началом Фонд науки и технологий республики. Чтобы быстрее внедрять новые химические технологии, расширяется экосистема венчурных фондов. Это вселяет оптимизм, ведь без продуктов малотоннажной химии не обойтись большой промышленности и нам с вами в нашей повседневной жизни.