В России появится реестр значимых разработчиков ПО
Подписан закон о формировании перечня значимых разработчиков российского программного обеспечения (ПО). Он будет определять правила добавления в него важных отечественных IT-компаний. Закон вступает в силу с 1 марта 2026 года. Такой реестр будет вести Минцифры. Эксперты отмечают, что создание перечня ускорит процесс импортозамещения в стране.
По информации из документа, для признания своей "значимости" компания должна соответствовать установленным законом требованиям. Разработчик должен базироваться в России и заниматься созданием программ и баз данных в целях импортозамещения программного обеспечения для реализации особо значимых проектов. Порядок формирования и ведения перечня будет определяться Минцифры.
Также ведомство будет вести перечень российских программ и баз данных, разработанных и используемых для собственных нужд российскими юридическими лицами.
"Создание перечня значимых IT-компаний - шаг, с одной стороны, довольно символический, а с другой - системообразующий. Он, по сути, задает структуру отрасли: показывает, какие игроки действительно важны и кому государство готово доверять. Этот список нужен, чтобы выделить тех, кто может участвовать в крупных госконтрактах и национальных программах. Не просто реестр ради галочки, а своего рода фильтр доверия. Это путь к формированию более прозрачного, управляемого ландшафта отрасли - с акцентом на импортонезависимость и защиту ключевых сегментов инфраструктуры", - отмечает директор департамента реализации инфраструктурных проектов "Софтлайн Решения" (ГК Softline) Виталий Попов.
В числе ключевых требований реестра - указание, чтобы более 50% компании принадлежало российским структурам. Это важно, чтобы исключить риски внешнего влияния, особенно в части информационной безопасности (ИБ).
Этот список нужен, чтобы выделить тех, кто может участвовать в крупных госконтрактах
Также есть требование о наличии исключительных прав. То есть компания должна быть правообладателем и сама распоряжаться программным продуктом. Это снижает риски, связанные с доступом к исходникам и зависимостью от третьих сторон.
Еще одно указание - соответствие требованиям информационной безопасности. Особенно если речь об объектах критической инфраструктуры и отраслевых стандартах. Это комплексная проверка: кто владеет продуктом, как его развивает, насколько он защищен и можно ли масштабировать его в рамках государственных систем.
"Законодательство до недавнего времени не охватывало тему, связанную с особенностями использования программного обеспечения, самостоятельно разработанного для собственных нужд крупными корпорациями. Принятый закон направлен на регулирование этих особенностей. Детали и специфика будут определены в подзаконных актах, которые еще только предстоит разработать с участием всех заинтересованных сторон", - указывает управляющий директор по взаимодействию с государственными органами Positive Technologies Игорь Алексеев.
Михаил Геллерман, директор управления операционных систем "Группы Астра", отмечает, что сегодня реестр российского ПО содержит избыточное количество позиций. Например, в нем зарегистрировано более 50 операционных систем, но при этом отсутствуют четкие ориентиры для выбора. Ожидается, что новый перечень даст заказчикам понятные критерии для принятия решений.
"Безусловно, такие реестры окажут влияние на рынок. С одной стороны, преимущество получат проверенные компании с успешными кейсами внедрения, в том числе в стратегически важных проектах. С другой - это может стимулировать разработчиков осваивать незанятые ниши, где пока недостаточно конкурентоспособных отечественных аналогов, что в перспективе сбалансирует IT-ландшафт", - отмечает эксперт.
Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП "Отечественный софт", указывает: в индустрии считают, что принятый закон может нарушить систему существующего Реестра отечественного ПО и софт без включения в единый Реестр начнет поставляться в качестве отечественного, в том числе для использования в КИИ.
По его мнению, законом размываются ограничения по участию и контролю иностранными лицами разработчиков ПО, включающих свои решения в Реестр. Это создает коллизию для внесения в него ПО, подконтрольного иностранным лицам. Если не получится устранить допущенные противоречия на уровне подзаконных актов, то в закон придется вносить изменения.