Эксперты: сделка по слиянию Union Pacific и Norfolk Southern может занять месяцы и даже годы
«Железные дороги были неотъемлемой частью строительства Америки со времен промышленной революции, и эта сделка является следующим шагом в развитии отрасли», – заявил генеральный директор Union Pacific Джим Вена.
По данным Бюро транспортной статистики, железные дороги обеспечивают перевозку около 30% грузов в США в пересчете на вес. Union Pacific обслуживает западную часть страны, Norfolk Southern – восточную. Их объединение от побережья до побережья может подтолкнуть Burlington Northern Santa Fe (BNSF) и CSX к аналогичному шагу для сохранения конкурентоспособности.
Генеральный директор Norfolk Southern Марк Джордж подчеркнул: «Мы уверены, что мощь франшизы Norfolk Southern, разнообразные решения, высококачественные клиенты и партнеры, а также квалифицированные сотрудники внесут значительный вклад в строительство первой в Америке трансконтинентальной железной дороги и повысят способность rail обеспечивать всю американскую экономику сегодня и в будущем».
Тем не менее эксперты отмечают, что сделка может вызвать опасения у грузоотправителей. «Опыт железнодорожной отрасли показывает, что слияния не приводят к улучшению или даже ухудшению качества обслуживания и повышению тарифов», – заявила консультант Энн Уорнер.
Аналитики полагают, что сделка Union Pacific и Norfolk Southern в конечном итоге получит одобрение, однако процесс ее согласования обещает быть сложным и продолжительным. Внимательное изучение условий слияния предстоит антимонопольным органам и Совету по наземному транспорту США, которые будут оценивать, не приведет ли объединение к снижению конкуренции и росту тарифов для грузоотправителей. Эксперты отмечают, что процедура может занять многие месяцы, а в случае возникновения юридических споров и дополнительного анализа социально-экономических последствий – даже несколько лет. При этом в истории отрасли уже были прецеденты, когда регуляторы давали «зеленый свет» крупным сделкам после внесения сторонами обязательств по сохранению качества обслуживания и соблюдению интересов клиентов.
Последнее крупное объединение в железнодорожной отрасли США состоялось в 2023 году, когда Совет по наземному транспорту одобрил покупку Kansas City Southern компанией Canadian Pacific. Сделка создала первую прямую грузовую линию от Канады через США до Мексики. Регуляторы дали согласие отчасти потому, что маршруты компаний практически не пересекались, что снизило опасения о сокращении конкуренции.
Слияние Union Pacific и Norfolk Southern, напротив, предполагает консолидацию ключевых восточных и западных сетей, что делает процесс согласования гораздо более сложным.