Зачем муниципальным органам власти SIEM? Цифровая устойчивость, регуляторное соответствие и безопасность в реальном времени
В 2025 году тема информационной безопасности в органах власти обрела новое звучание. После писем и разъяснений от Минцифры и ФСТЭК России стало очевидно: мониторинг информационной безопасности должен охватывать не только объекты КИИ, но и информационные системы, взаимодействующие с сетью Интернет, особенно в органах государственной и муниципальной власти — в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59547-2021. Формальные требования теперь сопровождаются конкретными сроками, методиками оценки и регламентами отчетности.
В этих условиях использование SIEM-системы переходит из разряда рекомендованных мер в категорию обязательных компонентов комплексной системы информационной безопасности. Особенно для администраций, где в единой ИТ-среде работает множество разнородных систем — от региональных реестров до электронных очередей в МФЦ.
Почему SIEM стала необходимостью?
Сегодня цифровые сервисы стали неотъемлемой частью работы муниципалитетов. Сбои в работе сайта приема обращений, ошибки в базах ЖКХ, задержки в документообороте — все это напрямую влияет на общественное доверие. При этом большинство административных ИТ-инфраструктур исторически создавались без приоритета мониторингу безопасности. И именно здесь SIEM — система управления событиями информационной безопасности — дает администрации новую степень контроля.
SIEM позволяет в режиме реального времени обнаруживать отклонения в поведении систем и пользователей, автоматически реагировать на попытки вторжений и утечек, вести расследования инцидентов и формировать отчетность для регуляторов. Это становится особенно важно в условиях ограниченного ИБ-штата: система берет на себя первую линию анализа событий, оставляя специалистам только подтверждение и реагирование.
Как SIEM помогает соответствовать актуальным требованиям регуляторов
В июне 2025 года Министерство цифрового развития направило в адрес администраций письмо с требованием организовать применение «Методики оценки технической защиты информации», утвержденной ФСТЭК России 2 мая 2024 года. Причем, как отмечается в требованиях, методику следует применять не только к КИИ, но и к иным ИС, используемым в органах власти.
Кроме того, с вступлением в силу Приказа ФСТЭК России № 117, помимо действующего № 17, требования к обеспечению безопасности информации стали распространяться не только на операторов государственных информационных систем (ГИС), но и на большинство государственных и муниципальных учреждений, использующих информационные системы, обрабатывающие защищаемую информацию.
В результате под действие регуляторных требований попали и те учреждения, которые ранее не входили в периметр регулирования, включая администрации, территориальные органы и другие органы исполнительной власти. Это означает не только необходимость пересмотра модели угроз, но и внедрение инструментов мониторинга — в том числе SIEM-системы как обязательного компонента архитектуры защиты.
Таким образом, SIEM становится не просто инструментом реагирования, а основой для формирования системного подхода к обеспечению соответствия требованиям регуляторов и стандартизированному управлению рисками информационной безопасности.
С ее помощью можно наглядно продемонстрировать руководству, какие меры реально работают, какие сегменты нуждаются в доработке и сколько ресурсов требуется для достижения нормативного уровня защиты.
Функциональные возможности RuSIEM в административной практике
Среди всех решений, представленных на рынке, RuSIEM выгодно выделяется как зрелая и промышленная SIEM-система, оптимально подходящая под нужды государственных и муниципальных структур. Она соответствует требованиям законодательства РФ, включая ГОСТ Р 59547-2021 и рекомендации ФСТЭК России, поддерживает интеграцию не только с отечественными, но и с зарубежными системами, а также предоставляет возможности кастомизации и масштабирования под задачи заказчика.
Администрации получают в свое распоряжение систему, способную централизованно собирать, нормализовать и анализировать логи с сотен источников — серверов, рабочих станций, сетевого оборудования, баз данных, прикладного ПО. Это значит, что один центр управления будет видеть и анализировать все, что происходит в цифровой среде учреждения.
Кроме того, RuSIEM предоставляет расширенную аналитику, отчетность, визуализацию инцидентов, хранилище событий с обеспечением целостности и механизмами расследования. Это особенно ценно при проверках, взаимодействии с ФСТЭК России, прокуратурой и для интеграции с ГосСОПКА, которую поддерживает RuSIEM.
Безопасность как основа цифровой стабильности
Отдельного внимания заслуживает аспект цифровой устойчивости. Администрации уже сейчас зависят от непрерывности ИТ-сервисов: портал обращений, реестры заявлений, электронные закупки и управление бюджетами — все это требует защиты не только от внешнего вмешательства, но и от внутренних ошибок, саботажа, технических сбоев.
SIEM-система становится «точкой наблюдения» за всей цифровой жизнью учреждения. Она позволяет не только предотвратить атаку, но и понять, почему возник сбой, как он развивался, кто был вовлечен и что нужно сделать, чтобы это не повторилось.
Это не просто повышение уровня ИБ. Это возможность выстроить регулярную практику контроля и анализа, при которой любые отклонения фиксируются и учитываются в работе без необходимости вручную просматривать десятки разрозненных журналов.
RvSIEM или RuSIEM — что выбрать?
Следует отметить, что наряду с полноценной версией SIEM-системы RuSIEM, в арсенале решений также доступна облегченная редакция — RvSIEM. Данное решение может рассматриваться как временный или вспомогательный инструмент, в первую очередь для небольших подразделений или в рамках пилотных внедрений.
Важно отметить: RvSIEM не является сертифицированным средством защиты информации и не может использоваться для соответствия требованиям, предъявляемым, например, Приказом № 117 ФСТЭК России.
С учетом предъявляемых регулятором требований и необходимости построения централизованного процесса мониторинга информационной безопасности, предпочтительным вариантом для муниципальных образований и органов исполнительной власти остается именно RuSIEM как комплексное и зрелое решение.
Вывод: зачем SIEM администрациям?
В эпоху цифровизации SIEM становится стратегическим инструментом, позволяющим администрациям:
обеспечивать бесперебойность муниципальных ИТ-сервисов; соблюдать требования регуляторов; эффективно реагировать на инциденты; сохранять доверие общества и защищать данные граждан.
Это не про «хакеров и фантастику», а про устойчивость власти, эффективность госуслуг и безопасность цифровой среды.