Российский рынок контейнерных перевозок переживает спад после десятилетнего периода стабильного развития

Контейнерная логистика, которая долгие годы демонстрировала двузначный рост, впервые за десятилетие оказалась в зоне спада. В январе – июне 2025 года по сети РЖД было перевезено 3,78 млн TEU, что на 2,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.

«Падение зафиксировано по следующим сегментам: внутренние перевозки снизились на 3,2%, до 1,5 млн TEU, а груженые контейнеры, отправленные во всех видах сообщения, – на 5,1%, и объем их перевозки составил 2,7 млн TEU, что эквивалентно 40,1 млн тонн грузов (–1,3%). Реальный спад объема контейнерного рынка с учетом не только железнодорожных перевозок, но и перевалки груженых контейнеров в портах, особенно на Дальнем Востоке, оценивается в 5–7%, – рассказал советник гендиректора ЮКЖД по стратегическому развитию Алексей Лерон.

Эксперт подчеркнул, что этот спад нельзя трактовать как локальное отклонение от долгосрочного тренда. Это – сигнал более глубокой структурной перенастройки рынка. Контейнерная логистика в России входит в фазу трансформационного сжатия: старые потоки больше не работают в прежнем объеме, а новые логистические модели еще не полностью выстроены.

«Мы наблюдаем сдвиг в архитектуре спроса, структуре грузов, географии движения и даже в финансовой логике логистических цепочек», – добавил А. Лерон.

«На данном этапе повышение эффективности контейнерных перевозок зависит от темпов развития транспортной инфраструктуры. Перегруженность портов и недостаточная пропускная способность железнодорожного сообщения продолжают сдерживать потенциал роста отрасли, создавая эффект «бутылочного горлышка» в логистических цепочках», – комментирует Юрий Фиошкин, заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам BMJ-Logistics.

Что это за глубокая перенастройки рынка, как «ведет» себя в таких условиях транспорт, как диверсифицируются грузопотоки и почему поезда снова стоят на Дальнем Востоке, читайте в новом номере журнала «РЖД-Партнер» № 13–14 (545–546)!