Разные стратегии для разных сегментов: Анастасия Стройкова о текущей ситуации в девелопменте

«Все сегменты рынка недвижимости чувствуют сейчас себя абсолютно по-разному. Пик отрасли пришелся на 2022-2023 годы, когда вся сфера девелопмента развивалась очень активно. Сейчас сложная экономическая ситуация сделала всех одной большой семьей, и видно, в каком состоянии каждый вышел на стык 2024-2025 годов. Например, при комплексном развитии территорий проекты рассчитаны примерно на 10 лет, включая стадию строительства и реализации. Кризис они могут «переждать» без необходимости в продажах. Кто-то работал с относительно небольшими проектами на своих территориях, которые хорошо знает, быстро используя оборотные средства. Одни из девелоперов встретили стык минувшего и нынешнего года в стадии роста, рассчитывали на дальнейшее развитие, но этого не случилось, и планы пришлось стремительно перестраивать. Кто-то развивал проекты сразу в нескольких регионах, и чувствовал себя в каких-то из них еще недостаточно уверенно. То есть все оказались в совершенно различных ситуациях и были вынуждены разрабатывать, менять свои дальнейшие стратегии. Сейчас условия во многом диктуют банки. Мы следим за банковской реакцией, и они пристально следят за состоянием девелопера. У большинства застройщиков запаса прочности хватит минимум на год, а результаты применения такого инструмента, как рассрочка, можно будет увидеть уже в конце 2025 года. Если в сегменте «стандарт» и «комфорт» при обсуждении приобретения, как неотъемлемая часть обсуждения встает вопрос: «Что вы мне дадите – привлекательную рассрочку или скидку привлекательную», то в премиум-сегменте идти навстречу клиенту является делом чести. Мы работаем с клиентами, у которых, как правило, есть свой бизнес, у таких людей есть экономическое мышление. Они понимают, что находятся практически на бирже, где можно заключить хорошую и выгодную сделку. Процесс продажи начинается с процесса индивидуальных переговоров, в котором важно, чья позиция окажется сильнее. Мы выбрали для себя решение, когда стратегия развития группы наших компаний принимается на 10 лет вперед, в процессе она уточняется и дорабатывается. Девелоперам в настоящее время важно своевременно проводить аудит и, возможно, менять портфель предлагаемых продуктов, поскольку этого требуют новые экономические условия. Если несколько лет назад ГК «Атлас Девелопмент» был сосредоточен на бизнес-сегменте, то сейчас он предлагает жилье всех типов. При этом мы применяем высококачественные материалы и высочайшее качество сервиса. Таким образом, свой портфель проектов мы разделяем и по регионам, и по сегментам, что требует от нас экономическая ситуация, находимся в постоянном аудите, какой проект и на какой территории дает лучшие результаты». Фото предоставлено пресс-службой ГК «Атлас Девелопмент»

Разные стратегии для разных сегментов: Анастасия Стройкова о текущей ситуации в девелопменте
© РИА "ФедералПресс"