Пункты выдачи и дарксторы могут исчезнуть с первых этажей многоквартирных домов
В России обсуждается инициатива, которая может изменить правила размещения дарксторов и пунктов выдачи заказов: сенатор Олег Голов предложил запретить их размещение на первых этажах жилых домов. Он направил уведомление о подготовке законопроекта руководителю Роспотребнадзора, пишут «Известия».
По мнению сенатора, отсутствие в российском законодательстве четкого определения термина «даркстор» дает возможность обходить ограничения. В итоге нарушаются права жильцов на нормальные условия проживания и даже появляются угрозы их здоровью и безопасности.
Голов обращает внимание на ряд негативных последствий функционирования дарксторов в непосредственной близости от жилых помещений. Среди основных проблем он называет ухудшение транспортной ситуации во дворах и нарушение экологических стандартов. Каждый день рядом с домами скапливаются до 15 грузовых автомобилей. Это не только мешает свободному передвижению пешеходов, но и нередко становится причиной повреждений частных автомобилей, фасадов зданий, а также блокирует подъезды для машин экстренных служб.
За пять лет е-commerce нарастил объем складов в 7 раз и сравнялся с офлайном по площадям
Дополнительно сенатор указывает на частые нарушения санитарных норм: от шума в ночное время и в дневные часы отдыха до загрязнения дворов горюче-смазочными материалами и ухудшения качества воздуха из-за работающих двигателей грузовиков. При этом жалобы граждан в контролирующие органы зачастую остаются без последствий.
В связи с этим предлагается внести изменения в Жилищный кодекс и закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, закрепив в них понятие «даркстор» и официально запретив их размещение в многоквартирных домах. Параллельно предполагается разработать новые регламенты для размещения объектов онлайн-торговли, предусматривающие обязательное расстояние от жилых зданий и санитарных зон. Также предлагается усилить ответственность за нарушения правил разгрузки и превышение уровня шума.
Сенатор отмечает, что такая мера позволит соблюсти баланс между интересами бизнеса и правами граждан, обеспечив соблюдение их конституционного права на комфортную и безопасную среду. Особенно актуальной эта инициатива становится на фоне роста количества складов и ПВЗ, что объясняется стремительным развитием интернет-торговли, усилившимся во время пандемии.
Классическую розницу пугают возможности маркетплейсов
По словам Голова, наиболее остро проблема стоит в старых жилых кварталах, где изначально не предполагалось интенсивное движение грузового транспорта. Он также признает, что бизнесу придется адаптироваться — искать новые помещения, пересматривать логистику, что приведет к росту краткосрочных издержек. Однако в долгосрочной перспективе сенатор ожидает упорядочивания деятельности в сфере дистанционной торговли, появления специализированной инфраструктуры, снижения конфликтов с жителями и роста доверия к торговым компаниям.
Он уточняет, что в качестве альтернативных площадок могут использоваться логистические хабы на окраинах городов, нежилые помещения в деловых центрах и бывшие промышленные здания. Также возможно использование модульных конструкций в специально отведенных местах, таких как транспортные узлы. При этом важно обеспечить бизнесу плавный переходный период, чтобы снизить риски и дать время на адаптацию.
Аналитики подтверждают: тенденция открытия дарксторов и ПВЗ в жилых зданиях усиливается, особенно в крупных городах. К марту 2025 года в стране насчитывалось 185 тысяч пунктов выдачи заказов — на 42% больше, чем годом ранее. В Москве и Санкт-Петербурге доля дарксторов уже превышает четверть от всех точек доставки. Это обеспечивается быстрым сервисом — доставка зачастую осуществляется за 15–30 минут, что особенно удобно для горожан.
Однако растет и число жалоб от жильцов: людей беспокоит шум, разгрузка товаров ночью, постоянное присутствие курьеров в подъездах. Депутат Госдумы Алексей Говырин считает, что введение четкого понятия «даркстор» и запрет на их размещение в жилых зданиях поможет навести порядок, ведь сейчас компании маскируют такие склады под магазины и работают без ограничений. Тем не менее он призывает не забывать, что за дарксторами стоит реальная инфраструктура, необходимая для работы электронной торговли. Для малого бизнеса это зачастую единственный способ оставаться на плаву, ведь аренда помещений в жилых домах обходится дешевле, а логистика — проще. Ппокупатели также выигрывают, быстро получая товар.
Складской бум в России: средняя площадь сделок выросла в пять раз благодаря e-commerce
Опросы показывают, что до 78% потребителей готовы платить за экспресс-доставку, и дарксторы в жилых домах играют ключевую роль в этом процессе. Тем не менее, по мнению экспертов, любые изменения должны быть хорошо продуманы. В независимом профсоюзе «Новый Труд» подчеркнули: переезд ПВЗ и складов за пределы жилых районов может усложнить получение заказов и снизить привлекательность онлайн-торговли.
Запрет может ударить по малому бизнесу: большая часть продавцов на маркетплейсах — это ИП и самозанятые, которые не могут позволить себе дорогую аренду. Эксперты опасаются, что расходы компаний возрастут, и часть издержек будет переложена на покупателей, что вызовет рост цен и снижение темпов развития e-commerce.
Также есть риск нарушения конкурентного баланса: в жилых домах уже работают супермаркеты с собственными складами, и запрет на ПВЗ может поставить онлайн-бизнес в неравное положение. Разумнее ввести ограничения поэтапно, с учетом интересов малого бизнеса и возможностью аренды коммерческих помещений на льготных условиях. Лучше сделать исключения для ПВЗ, работающих в режиме выдачи заказов без хранения и сортировки.
Некоторые эксперты выступают за альтернативу запрету — внедрение жестких нормативов: ограничение шума, количества доставок, строгие санитарные нормы и четкое время работы. При этом необходим усиленный контроль со стороны Роспотребнадзора и МЧС.
Общий вывод специалистов сводится к тому, что вместо категоричного запрета следует выстроить законодательную рамку, регулирующую работу дарксторов в жилой среде. Это обеспечит баланс между интересами всех участников — от продавцов и логистических сервисов до жителей городов. Если же решение о запрете будет принято, важно предусмотреть компенсации и поддержку предпринимателям, чтобы смягчить последствия и сохранить динамику роста электронной торговли.