«Технологии Доверия» выявили низкую зрелость логистики в России на фоне уверенности в устойчивости цепочек поставок

«Технологии Доверия» выявили низкую зрелость логистики в России на фоне уверенности в устойчивости цепочек поставок

«Технологии Доверия» выявили низкую зрелость логистики в России на фоне уверенности в устойчивости цепочек поставок
© Logistics News

По данным опроса, 85% компаний считают свои цепочки устойчивыми, несмотря на ручное управление, кадровый дефицит и низкую автоматизацию

Компания «Технологии Доверия» (ТеДо), российский консалтингово-аудиторский бизнес, ранее входивший в сеть PwC, представила исследование «СВЕРХНОВА», посвящённое трансформации цепочек поставок в условиях высокой неопределённости.

Согласно результатам опроса, 85% российских компаний считают свои цепочки поставок устойчивыми, несмотря на геополитическую турбулентность, проблемы с логистикой и рост издержек. Респонденты — представители ритейла, FMCG, тяжёлой промышленности и логистических операторов — уверены в гибкости своих маршрутов и альтернативных сценариях поставок.

Однако за этой уверенностью скрываются низкая цифровизация, кадровый дефицит и слабое прогнозирование.

«Оценка устойчивости опирается, в первую очередь, на экспертизу персонала, а не на зрелость процессов или управляемость рисками», — подчёркивается в исследовании.

Большинство компаний используют транзит через третьи страны и альтернативные платёжные схемы, IT-системы переходят на локальные решения, но автоматизация цепочек поставок остаётся точечной. Компании адаптируются — но в ручном режиме.

63% участников исследования заявили о нехватке квалифицированных кадров в логистике. Дефицит специалистов — один из главных вызовов на фоне растущей сложности маршрутов и объёмов товаропотока. Также среди ключевых проблем — низкая точность прогнозирования спроса (38% опрошенных) и импортозамещение компонентов, критичных для логистических и производственных процессов.

Рост логистических издержек — ещё одна больная тема. По данным ТеДо, логистические расходы компаний выросли на 20% в 2024 году, главным образом из-за нехватки складских площадей класса A, повышения тарифов в городах с высокой плотностью e-commerce, а также удорожания транспорта.

«Автоматизация — не просто покупка робота. Это перестройка всей логистической модели. Компании должны перейти от ручной компенсации слабостей к системной трансформации», — комментирует Михаил Иванов, директор, руководитель практики управления цепочками поставок ТеДо.

Роботизация пока реализуется точечно: где-то внедрены отдельные манипуляторы или конвейеры, но комплексных роботизированных складов — единицы. Полноценная автоматизация требует времени, процессов и инвестиций. В качестве ориентира аналитики приводят крупнейший мировой онлайн-ритейл, где уже задействовано более миллиона роботов — сравнимо с численностью персонала. Благодаря этому компания в 4 раза сократила время сборки заказов и почти исключила ручной труд.

«На фоне кадрового голода и бурного роста e-commerce, именно такие системные решения становятся единственным устойчивым ответом на вызовы», — считает Денис Бельский, исполнительный директор практики управления закупками и цепями поставок ТеДо.

#ТеДо #Транспорт #Ритейл #FMCG #ЦепиПоставок #Импортозамещение #Автоматизация #СкладскаяЛогистика #Карьера #Аналитика #Сверхнова #SupplyChain #Роботизация #Кадры #Аналитика