ЦБ поменяет нормы резервирования для льготных и реструктурированных кредитов
Центробанк скорректирует нормы резервирования для банков при реструктрузации и выдаче льготных кредитов, следует из интервью первого заместителя директора департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ Антона Наберухина агентству «Интерфакс». Кроме того, регулятор обяжет банки создавать повышенные резервы при выдаче кредита граждан, которые не смогли подтвердилть доход официально.
ЦБ внесет поправки в инструкцию об обязательных нормативах, в частности тех, которые касаются риск-весов, применяемых к госкомпаниям.
Собрали самые важные цитаты из интервью, касающиеся резервирования:
«Сейчас риск-вес для заемщиков инвесткласса составляет 65%, и чтобы его получить, не нужен рейтинг, достаточно факта размещения ценных бумаг на бирже. В будущем же для получения такого риск-веса 65% будет требоваться не просто рейтинг долгосрочной кредитоспособности, но еще и так называемая оценка собственной кредитоспособности (ОСК). В этой оценке поддержка учитывается, только если банк располагает так называемой «ординарной поддержкой», к которой относятся гарантии, поручительства, прямые обязательства бюджета платить за заемщика и так далее». «Если реально была докапитализация, субсидии, или иные меры поддержки со стороны государства, которые значимы относительно общего бюджета компании. За год много чего может случиться или не случиться, и поддержка может не потребоваться, но три года — это горизонт, на котором можно делать выводы. <…>То есть мы оставим здесь банкам степень свободы, но наше главное требование — чтобы за последние три года компании поступали от государства средства, которые бы поддержали ее финансовое положение», — пояснил он. «Мы планируем подходы к реструктуризации, описанные в информационном письме, зафиксировать в положении 590-П. Иными словами, когда срок действия этой временной меры истечет, мы сделаем ее постоянной. <…> Вероятно, в новой редакции 590-П мы несколько понизим планку по долговой нагрузке, после чего качество заемщиков, которые могут попасть в «ненаказательную» реструктуризацию, станет получше. По сути, мы будем предъявлять требования к объективным финансовым показателям заемщика и за счет этого контролировать их качество на всех этапах реструктуризации». «Мы хотим изменить правила консолидации банковской группы. Когда мы говорим про нормативы достаточности, мы зачастую говорим про нормативы достаточности банковской группы. Например, в нормативе Н1.0 не нужно соблюдать надбавки к достаточности капитала, но нужно это делать в Н20. Нам не только важно, как чувствует себя банк, но и как вся группа в целом. И сейчас наше пристальное внимание сосредоточено как раз на консолидации». «Главная дискуссия в рознице строится вокруг использования официального дохода. У нас в проекте написано, что должно быть официальное подтверждение дохода, и список документов теперь закрытый. Тема сложная, и сейчас мы думаем над тем, чтобы выделить отдельные портфели с повышенным резервом для клиентов, у которых официальный доход недостаточен. Это позволит не закрывать для них возможность кредитования. Такую бизнес-модель мы не поощряем, но закрывать ее не планируем — мы предложим относить ссуды к портфелям с повышенным уровнем резерва».