На "Иннопроме" разработчики и заказчики софта договаривались о правилах бизнеса

Одной из главных тем "Иннопрома" в этом году уже по традиции стало импортозамещение. Но если в предыдущие годы импортозамещение обсуждалось как безусловная цель, то в 2025 году акцент был сделан уже на качестве этого процесса и результатах. На дискуссии, организованной "Российской газетой", разработчики программного обеспечения (ПО), представители компаний-интеграторов и заказчики затронули тему поиска баланса между разработкой ПО внутри компаний для собственных нужд выводом продуктов на внешний рынок и эффективностью расходования ресурсов для таких задач.

На "Иннопроме" разработчики и заказчики софта договаривались о правилах бизнеса
© Российская Газета

Дискутировали о так называемых кэптивных, или дочерних компаниях крупных структур, взявших на себя процесс разработки ПО. Несмотря на их попытки продавать разработки внешним заказчикам, большинство из них по-прежнему на 100% зависят от своих головных организаций.

В 2022-2023 годах многие крупные компании вывели свою ИT-разработку за периметр материнских структур. В результате на рынке сформировался целый пул дочерних компаний. Но в 2024 году тренд вновь изменился, компании начали возвращать "дочек" в материнские структуры. Сыграли роль как сокращения налоговых льгот, так и то, что большинству компаний не удалось сформировать жизнеспособный рыночный продукт и представить его широкому кругу заказчиков. В результате это структуры, которые на 100% зависят от доходов заказов от головных компаний и не способны работать на открытом рынке.

В процессе убеждения компаний создавать внешние структуры речь шла о том, что нужно запретить программировать одно и то же по три раза, отмечает глава компании "Ультиматек" Павел Растопшин. В то же время, по его словам, во многих сложных проектах крайне затруднительно проводить разработку в отрыве от инженерных и иных специалистов конкретной компании. С этой точки зрения проекты кэптивных компаний могут иметь преимущество перед проектами независимых вендоров, но вопрос монетизации продуктов стоит крайне остро.

"Есть тот, кто разрабатывает продукт, и тот, кто его продает. И когда мы говорим о коммерциализации промышленных разработок, на это накладывается жесточайшая экономическая реальность: если ты строишь дороги, производишь сталь или качаешь нефть, то в твоей финансовой отчетности доля ИT-продуктов не станет сопоставимой с долей производства. Поэтому заниматься продажами ИТ-продуктов должны выделенные экономические субъекты, например, интеграторы", - говорит Растопшин.

Бизнес предложил брать повышенный налог с тех, кто не выводит внутренние разработки на рынок

Поэтому достойные продукты обязательно должны получить право на жизнь еще где-то за пределами той компании, в которой они созданы, считает он. "И это не только задача их владельцев, но и государства, ведь речь идет об ускоренном импортозамещении. Только в рыночной модели можно создать экономический драйвер для этого. Это обязательно нужно делать, потому что государство и бизнес уже потратили на замещение ПО десятки миллиардов рублей. Мы обязаны дать этим продуктам шанс", - подчеркнул Растопшин.

Одним из таких путей могла бы стать реализация получаемых продуктов через специализированные структуры, например ИТ-интеграторов, говорит Евгений Коршунов, генеральный директор "АВТОБАН-Диджитал". "Компании прошли цикл эволюции: внутренние разработки уже не приносят удовольствия, нужен выход на внешний рынок, признание вне компании. Мы не стали создавать для этого внутреннее подразделение, а выбрали вариант продавать максимально свою экспертизу на рынке, но с помощью тех, кто это умеет делать, - через интегратора. Синергия получается очень хорошая. Мы делим и доходы, и риски", - поясняет он.

Сдерживает развитие таких компаний, зачастую очень небольших, и фактор безопасности, рассказал Михаил Кудринский, генеральный директор DataBriz. По его словам, подразделения, отвечающие за безопасность, часто ставят под сомнение контракты с такими компаниями, так как опасаются, что они закроются и компании останутся с приобретенным софтом без поддержки.

"Рынок все расставит по местам. Не все кэптивные компании огромны, часть просто отомрет, либо они отдадут на рынок эти продукты, потому что не смогут их поддерживать. Но пока консолидации рынка нет", - говорит Юрий Гущин, руководитель управления внешних продаж, кластер "Стратегия и новые технологии" Северсталь-инфоком.

Одним из решений может стать инициатива, разработанная в недрах отраслевых структур. "Мы в АПКИТ вышли с инициативой принять нормативный акт, мотивирующий ИТ-компании продавать ИТ-продукт на рынок. Если продукты не продаются, то их владельцы должны платить повышенный дополнительный налог. В том числе это отразится на желании заказчиков получить у стартапов исключительные права на их продукты для их последующей регистрации в качестве проприетарных. Нужно, чтобы вложенные огромные ресурсы работали эффективно", - подчеркнул Растопшин.