ИИ, который продает: новая реальность маркетинга в железнодорожной отрасли России

Когда спрос перестал быть предсказуемым, маркетинг обязан стать умным. Железнодорожная отрасль России сегодня стоит перед выбором: реагировать на реальность или создавать ее. Искусственный интеллект превращает маркетинг из вспомогательной функции в навигационную систему бизнеса. Советник генерального директора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию и проектной деятельности Алексей Лерон рассказал Sostav, как выживать и расти в логистической турбулентности с помощью искусственного интеллекта и мультиканального анализа.

ИИ, который продает: новая реальность маркетинга в железнодорожной отрасли России
© Sostav.ru

Маркетинг в железнодорожной отрасли традиционно считался вспомогательной функцией: он не задавал правила игры, а скорее адаптировался под операционные и технологические реалии. Расписание, маршруты, тарифы — все это диктовалось не рынком, а внутренней логикой отрасли. Но времена изменились. Логистическая карта мира перекраивается, клиент стал более требовательным, а данные — более важными, чем километры путей. На этом фоне искусственный интеллект (ИИ) перестает быть футуристическим элементом презентаций и становится ключевым инструментом маркетингового управления спросом. Все большее количество сотрудников российских компаний используют в своей работе ИИ-инструменты.

Сегодня, когда российская железнодорожная отрасль сталкивается с множеством вызовов — от санкционного давления до переориентации потоков в Азию, — становится очевидным: без точного прогнозирования и проактивного управления спросом расти невозможно. ИИ и мультиканальный анализ данных дают шанс не только стабилизировать ситуацию, но и перезапустить всю логику работы с клиентом.

Маркетинг в условиях логистической турбулентностиПоследние три года стали стресс-тестом для всей логистической инфраструктуры России. Нарушение международных цепочек поставок, перераспределение транзита с Востока в Европу и в обратном направлении, рост внутренних перевозок, необходимость развития мультимодальных решений. Все это требует от железнодорожников не только мощности, но и гибкости. А главное — способности понимать, где возникнет спрос и как его сформировать.

Традиционный подход в виде анализа исторических данных и учета календарной сезонности больше не работает. Поведение клиента (как B2B, так и B2C) стало нелинейным. Возникают новые маршруты, исчезают привычные ниши, а сами клиенты мигрируют между форматами доставки. В таких условиях маркетинг без технологий становится слепым. Сейчас ИИ-решения позволяют гибко прогнозировать изменение спроса и адаптировать маршруты в условиях нестабильности рынка.

Маркетинг, основанный на данных и управляемый ИИЧто мы имеем

Сегодня в распоряжении железнодорожной отрасли потенциально золотоносный массив данных, который до сих пор используется фрагментарно и несистемно. Это информация о продажах билетов и логистические заявки, поведенческие сценарии пользователей мобильных приложений и запросы в поисковиках, активность в онлайн-сервисах, геоаналитика, CRM, телематика вагонов, статистика логистических узлов, данные о движении локомотивов, социальные сети, поисковые тренды, сведения о производственной активности регионов, открытые данные из госструктур и даже спутниковые снимки аграрных регионов. Но все это редко используется для принятия маркетинговых решений.

На каждом из этих уровней можно и нужно собирать сигналы о спросе. Но проблема в том, что в большинстве случаев маркетинг и операционная часть существуют в параллельных мирах. Условно говоря, маркетолог знает, как прошла рассылка, но не знает, к каким перемещениям она привела. Операционист знает, что маршрут перегружен, но не понимает, откуда это взялось. Именно здесь на арену выходит ИИ. Он позволяет связать эти миры между собой, выявить закономерности, предсказывать поведение не только отдельных клиентов, а сегментов и целых маршрутов, и главное, давать конкретные рекомендации: где запускать маршрут, когда снижать цену, где перегруппировать ресурсы. Машинное обучение позволяет находить паттерны в хаосе: от предсказания загрузки маршрутов до раннего выявления логистических точек роста. Именно поэтому все больше российских логистических компаний инвестируют в ИИ-технологии, рассматривая это как ключевой драйвер эффективности бизнеса.

ИИ не заменяет интуицию маркетолога. Но он усиливает маркетолога, делая его архитектором бизнес-процессов, а не наблюдателем за цифрами. Внедрение ИИ дает возможность прогнозировать, где возникнет спрос, еще до того, как клиент сформулирует его словами.

Конкретные кейсы

Туристические перевозки. В одном из проектов, реализованных на юге России, с помощью анализа активности в соцсетях и Google Trends была обнаружена скрытая концентрация интереса к железнодорожным маршрутам между Краснодарским краем и отдаленными точками Северного Кавказа. На основе этих данных был разработан новый маршрут выходного дня, который уже через два месяца показал загрузку более 70%. Без ИИ этот маршрут никогда бы не возник.Агрологистика и технопарки. Использование спутниковых снимков и метеоданных в совокупности с API-данными о посевных работах позволило предсказать рост спроса на перевозки удобрений и техники в отдельных районах Центральной России. В результате было предложено заранее разместить подвижной состав и провести локальную маркетинговую кампанию в этих регионах. Это позволило нарастить объем перевозок на 18% в квартале.Грузовой маркетинг для МСП. ИИ-модели, обученные на открытых данных баз закупок и деловой активности региональных предприятий, выявили растущий интерес к железнодорожной логистике у среднего бизнеса в Удмуртии и Башкортостане. В ответ была запущена цифровая платформа с расчетом стоимости и персонализированными условиями. В результате количество новых клиентов выросло на 26% за полгода.

Что принципиально нового нужно сделатьИИ не должен оставаться лабораторным проектом или пилотом, который показал потенциал, но не масштабировался. Чтобы маркетинг действительно управлял спросом, нужны системные шаги.

1. Создать централизованный маркетингово-аналитический хаб

Речь идет о сквозной интеллектуальной платформе, а не о департаменте в классическом смысле. Такая структура должна собирать мультиканальные сигналы (внутренние и внешние), обрабатывать их в режиме «реального времени» и формировать маркетинговые рекомендации с привязкой к бизнес-решениям: куда подать состав, где скорректировать маршрут, где запустить таргетированную акцию. Такой хаб должен стать не отделом, а инфраструктурой маркетинга нового поколения. Система должна работать по принципу Data-to-Action — от сигнала в онлайне до действия в офлайне.

По данным РБК, РЖД совместно с научным центром «Экспресс» АО «ВНИИЖТ» («дочка» РЖД) уже приступили к созданию ИИ-ассистента, а в дальнейшем хотят запустить еще чат-боты, чтобы ИИ-технологии помогали в прогнозировании продаж, рекомендациях по тарифам и изменению количества вагонов поезда.

2. Интегрировать маркетинговые и операционные данные

Сегодня маркетинг живет в Excel (или, скажем, в любой другой специализированной программе), а логистика — в SAP. Между ними — пропасть. Это надо менять. Маркетинговые прогнозы должны напрямую влиять на графики, подачу вагонов, локомотивное планирование и так далее. Только тогда маркетинг перестанет быть советчиком и станет драйвером дохода. Маркетинговая аналитика должна иметь доступ к операционной системе — буквально. Без интеграции с АСУ, ERP, CRM, телематикой, геопозиционированием маркетинг остается декоративным. Он должен стать частью производственной логики, встроенной в цифровой контур принятия решений. Это требует не просто API, а переформатирования всей ИТ-архитектуры бизнес-управления. Вопросы интегрированной логистики подробно рассматривает TAdviser.

3. Перестроить структуру KPI

Если мы хотим, чтобы маркетинг формировал спрос, то нужно его за это правильно вознаграждать. Нельзя ожидать маркетингового влияния на бизнес, если маркетолог оценивается по CTR или количеству баннеров. KPI маркетологов и аналитиков должны учитывать не только «освоение бюджета» или «количество привлеченных кампаний», но и влияние на реальные бизнес-показателями: загрузка, доход, LTV клиента, удержание, вовлеченность в цифровой контур. Новая логика: спрос = результат. Это не просто мотивация — это выравнивание целей всей компании. Только тогда маркетинг начнет думать не в терминах баннеров, а в терминах бизнес-эффекта.

4. Строить маркетинг вокруг новых сегментов

ИИ позволяет выйти за пределы классических представлений о клиентах. Он помогает находить ранее незамеченные клиентские ниши, и это главное преимущество. В условиях, когда старые грузоотправители уходят, а новые еще не пришли, именно проактивный маркетинг на основе ИИ дает возможность создавать спрос с нуля. Не ждать, пока его принесут, а выращивать его руками. Например, почему бы не рассматривать малые предприятия технопарков как самостоятельный сегмент с уникальной логистической потребностью? Или не создать продукт под плавающий спрос грузоотправителей, возникающий спонтанно в условиях волатильной экономики? Маркетинг должен не только отвечать на спрос, но и формировать его.

5. Внедрить системы маркетингового сценарного моделирования

Говоря простым языком, — «что будет, если...». Что будет, если завтра в Казахстане изменится таможенная политика? Если в Хабаровске запустят новый агрокомплекс? Если в Узбекистане откроется новый логистический узел? На эти вопросы должен отвечать не только стратег, но и маркетолог. ИИ позволяет строить такие модели, опираясь на десятки переменных, давая готовые сценарии реакции. По данным Gartner, интегрируя ИИ и машинное обучение в традиционные модели моделирования, компании могут расширить возможности прогнозирования и принятия решений, а также оптимизировать логистические маршруты.

6. Создать единую B2B-платформу с ИИ-ассистентом для клиентов

Клиент сегодня хочет не просто оформить заявку, а понимать, где он выиграет по срокам, по цене, по рискам. ИИ-ассистент внутри цифровой платформы может анализировать маршрут, давать рекомендации по отправке, прогнозировать задержки, предлагать альтернативы. Это не фантазии — это интерфейс нового маркетинга, который не рекламирует, а сопровождает клиента.

7. Включить маркетологов в проектные команды по разработке продуктов

Как правило, в цифровых проектах РЖД и операторов маркетинг участвует постфактум. Но если мы хотим, чтобы ИИ стал рабочим инструментом маркетинга, маркетологи должны входить в кросс-функциональные команды на этапе разработки сервисов, маршрутов, расписаний. Именно маркетинг может предложить клиентскую логику, которую ИИ затем усилит.

Таким образом, переосмысление роли маркетинга в железнодорожной отрасли требует не технологического развития, а изменения управленческой логики. В условиях, когда спрос больше не поддается линейному прогнозированию, бизнес не может позволить себе реактивный подход. Требуется смещение акцента: от обслуживания известного спроса к выявлению скрытого; от анализа фактов к работе с вероятностями. Это требует иного устройства функций, иной роли данных, иной логики взаимодействия подразделений. ИИ в этой системе не самоцель, а архитектурный элемент. Он становится необходимым звеном между клиентскими сигналами и бизнес-решениями. Принять это означает выйти за пределы отраслевой инерции и перейти от адаптации к моделированию собственной траектории развития.