В результате сделки с «Деметрой-холдинг» «Атлант» стал вторым по величине оператором грузовых вагонов в России
«Деметра-холдинг» завершила продажу пакетов в компаниях «Транслес» и Грузовая компания оператору «Атлант». В результате консолидации подвижного состава новый игрок стал вторым по величине на рынке железнодорожных грузоперевозок, уступая только ФГК РЖД. Сделка проходит на фоне падения ставок и снижения погрузки, что усиливает тренд на укрупнение операторов и реструктуризацию логистической инфраструктуры.«Атлант» консолидирует активы «Деметры-холдинг» и усиливает позиции в грузоперевозках «Деметра-холдинг», управляющая активами в сфере зерновой логистики и экспорта, продала железнодорожные активы компании «Атлант». Сделка охватила 49% в операторе «Транслес» и 100% Грузовой компании. Обе стороны подтвердили информацию изданию «Ведомости». В результате объединения общего парка подвижного состава у «Атланта» теперь 107 900 вагонов. Это второй результат в отрасли после Федеральной грузовой компании (134 300 вагонов, по данным сайта РЖД). Сделка соответствует стратегии «Деметры-холдинг» по фокусировке на логистике зерна. Представитель холдинга подчеркнул, что компания «сосредотачивается на ключевом направлении бизнеса». «Атлант» усиливает позиции в сегменте полувагонов и развивает логистику В «Атланте» подтвердили, что обе сделки реализуются в рамках стратегии развития группы «Трансфин-М», которая является владельцем оператора. «Мы укрепляем позиции в сегментах полувагонов и крытых вагонов. Это позволит повысить транспортную безопасность, улучшить качество сервиса и выстроить эффективное взаимодействие с РЖД», — отметил представитель компании. В декабре 2024 года «Атлант» уже приобрёл 51% в Транслесе за 5,75 млрд рублей. Консолидация 100% активов завершилась сейчас. По оценке Михаила Бурмистрова, генерального директора «Infoline-аналитики», стоимость новой части сделки могла составить не менее 150 млрд рублей. Показатели компаний и структура парка По итогам 2024 года «Транслес» перевез 4,9 млн тонн грузов, выручка составила 8,07 млрд рублей (+37% к 2023 году), чистая прибыль — 657 млн рублей (рост в 9 раз). У компании 7100 платформ для перевозки леса. Грузовая компания перевезла почти 26 млн тонн, выручка выросла на 23% до 36,4 млрд рублей. При этом чистая прибыль снизилась в 7 раз — до 777 млн рублей. В парке компании — 38 600 вагонов, включая 13 200 инновационных полувагонов. Собственный парк «Атланта» до сделки составлял 63 100 вагонов. После покупки компания приблизилась к ФГК РЖД по объёму управляемого подвижного состава. Эксперты прогнозируют консолидацию на фоне снижения ставок «Атлант увеличивает собственный парк, что повысит устойчивость его бизнеса и снизит издержки», — считает Михаил Бурмистров. По его мнению, укрупнение операторов становится логичным ответом на снижение ставок и прибыльности в отрасли. «Сейчас на рынке около 150 000 вагонов простаивают — это почти вдвое больше, чем год назад», — отмечает он. При этом ставки аренды полувагонов с начала года снизились с 2600 до 1800 рублей в сутки. Причина — сокращение объемов погрузки и действия РЖД, направленные на сокращение порожнего пробега. Управляющий партнёр Rollingstock Agency Александр Поликарпов считает сделку частью глубокой перестройки отрасли. «Рынок железнодорожной логистики движется к олигополии. Большая часть грузов будет перевозиться в парках нескольких крупных игроков», — говорит он. Общий тренд отрасли — падение объемов и доходности Погрузка по сети РЖД в мае снизилась на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 94,6 млн тонн. С начала 2025 года падение достигло 7,3%. Погрузка угля за январь–май уменьшилась на 3,4%, лесных грузов — на 3,1%. На этом фоне логистические компании ищут способы снижения затрат и повышения эффективности. Консолидация подвижного состава и переход к интегрированным решениям становятся одним из главных инструментов для сохранения конкурентоспособности. Надежда Тимофеева, «Сфера Медиа»