Китайские привилегии на российских дорогах вылились в нездоровую конкуренцию

Китайские привилегии на российских дорогах вылились в нездоровую конкуренцию
© BFM.RU

Особое положение китайских перевозчиков позволяет им снижать тарифы за услуги водителей, говорят участники рынка. Неравные условия беспокоят представителей российского бизнеса. С марта китайские грузоперевозчики могут свободно перевозить грузы из Китая в любой регион России. И свободно находиться на территории нашей страны до семи дней. Аналогичные правила действуют со стороны Китая относительно наших водителей. Но дьявол, как говорится, в деталях. Китайские водители активно рекламируют свои услуги по доставке грузов из Китая в Москву, Екатеринбург и другие регионы России. Тарифы у них вдвое ниже, чем у российских: 80-90 тысяч за перевозку против российских 140-170 за один и тот же маршрут. Кроме того, китайские фуры с китайскими номерами не обязаны оформлять ОСАГО и не платят по системе «Платон», хотя часто перевозят грузы с превышением допустимой массы — 30-35 тонн вместо разрешенных 20-22 тонн. Конкурентные преимущества перед российскими компаниями очевидны, рассказал Бизнес ФМ операционный директор, учредитель компании «Агрокарго» Виталий Данилин:

Виталий Данилин операционный директор, учредитель компании «Агрокарго»«Они ездят, и их никто не штрафует. Также они не платят или избегают штрафов по рамкам, что касается и перегрузов, и где-то негабаритных перевозок. Ранее, в принципе, автомобили на китайских номерах, у нас до этого года перегрузка шла на границу, их невозможно было встретить. Сейчас они уже ездят по всей стране, и их никто не фиксирует. У нас штрафы приходят с рамок. Если сфотографировала камера, в этот момент в системе «Платон» не прошла оплата, приходит штраф 5 тысяч рублей. Китаец въехал и спокойно выехал. У него никто эти штрафы не собирает. Никто его на границе не тормозит, никто его не штрафует. Он въехал, покатался здесь, уехал к себе домой».

С другой стороны, российские водители теперь тоже свободно могут ездить по китайским дорогам. Правда, исключительно по платным. Там их разветвленная сеть по всей стране. Однако перевозчики из России, по словам собеседников Бизнес ФМ, оплачивают в Китае все, что требуют местные законы. И обойти требования в этой стране практически невозможно.

Почему вдруг китайские водители оказались в привилегированном положении у нас, непонятно, говорит генеральный директор транспортной компании Holding Finance Broker Татьяна Кулябина:

Татьяна Кулябина генеральный директор транспортной компании Holding Finance Broker «На рынке происходят странные абсолютно ситуации с китайскими перевозчиками, которые заезжают на границу и практически без проверки проезжают, без очередей, вот как будто дали зеленый свет. Это наши партнеры, мы их не трогаем. По какой-то причине подтверждено уже с несколькими нашими партнерами-перевозчиками, что их система «Платон» не штрафует и они уходят от этих штрафов. Конечно, нашим перевозчикам очень сложно. Мы понимаем, что и так ситуация непростая, и проценты за лизинг огромные. Ну и впустить на рынок, соответственно, вот так вот, с зеленым светом китайских перевозчиков, я считаю, что будет мешать развиваться нашему логистическому направлению, нашему бизнесу в Российской Федерации. Не поддерживать российские компании, которые занимаются международной транспортной логистикой, это уж точно. Конкуренция, которая на сегодня есть с китайскими нашими партнерами, нездоровая, сказывается на ведении бизнеса, на уменьшении заказов. Наши российские импортеры берут китайских перевозчиков, потому что китайцы дают изначально дешевые ставки. Мы, соответственно, не можем платить зарплаты, не можем платить лизинг за машины, которые у нас в парках стоят. Ну и, конечно, идет сокращение рабочих мест. Если это дальше таким образом будет происходить, я думаю, что в российских логистических компаниях в этом году будет большое количество банкротств».

Российские грузоперевозчики также сетуют на то, что китайские фуры возят так называемый каботаж, чтобы не ехать до границы с Китаем, допустим из Москвы, пустыми. Каботаж — это груз, который возят исключительно по России.

Участники рынка говорят, что причина в том числе в проблемах с коммуникацией и контролем. Российским инспекторам крайне сложно взаимодействовать с водителями, которые говорят… на китайском языке. И наши камеры фиксации нарушений не научились распознавать китайские номера. При этом зеленый свет китайским фурам дан без оглядки на эти обстоятельства. На запрос Бизнес ФМ в Росавтодоре заявили, что вопрос не в их компетенции. Радиостанция ожидает также ответа из Минтранса.