«Нам нужна крыша!» — о чем айтишники просили главу Минцифры Максута Шадаева
Руководитель корпоративного мессенджера eXpress Андрей Врацкий попросил государство крышевать российский бизнес при работе с зарубежными заказчиками. «Нам нужна крыша. Крыша в виде государства. То есть крыша в прямом смысле этого слова», — сказал он.
Предложение прозвучало на встрече ИТ-компаний с главой Минцифры Максутом Шадаевым, а также представителями Госдумы и управления президента по развитию ИКТ и инфраструктуры связи. В ходе встречи представители бизнеса обращались в главе Минцифры с различными предложениями, в том числе — с просьбой поддержать экспорт технологических решений.
Когда очередь дошла до Врацкого, он сказал, что готов предложить формат поддержки, который «наверное, нас всех устроит». По его словам, такая «крыша» должна выполнять две задачи.
Первая из них — помогать получать крупные заказы на зарубежных рынках. «Первый смысл — это помощь в продвижении. Вот один из примеров — для одной из дружественных стран мы большим консорциумом сформулировали тему большой языковой модели масштаба всей страны. <…> Это проект на несколько сотен миллионов долларов, он не может быть продан без наличия серьезной мощной господдержки, той самой крыши. Вот в конкретной стране мы эту крышу нашли, организовали. Это одно из первых лиц государства. Но это одна страна. А стран в мире 200, дружественных из них больше 100, и системной крыши над нами просто нет», — рассказал Врацкий.
Вторая задача — выбивать деньги, если заказчик отказывается платить. «Например, ИТ-компания что-то продала в какую-то страну мира. В Африку, например. Что-то продала, заключила контракт, даже выполнила работу, а заказчик не платит. Вот просто не платит, тянет там под каким-то предлогом или пропадает. Вот именно в этих случаях мы должны иметь возможность обратиться к той самой крыше: «Крыша, помоги вытащить деньги из тех, кто нам должен»», — объяснил Врацкий.
Он также сообщил, что готов платить за такие услуги: «Вообще за крышу во всем мире принято платить. И мы готовы. Я говорю не только от себя. «Яндекс», например, тоже готов. Готовы платить за то, что государство помогает нам экспортировать. Платить прямыми деньгами. То есть не только косвенные какие-то… типа рабочих мест в стране, налогов в стране, но даже и прямые комиссии платить».
Глава мессенджера eXpress также добавил, что пока не знает, «кто на сегодняшний момент в нашем государстве может эту функцию исполнять», но уверен, что цифровые атташе c этим не справятся. Цифровыми атташе называют сотрудников Торговых представительств России за рубежом, которые помогают российским ИТ-компаниям выходить на международные рынки. «Проект на $100 млн он не протащит, не поможет», — констатировал предприниматель.
Максут Шадаев отреагировал на просьбу сдержанно. «Крышей нам еще не предлагали быть», — сказал он в конце мероприятия.
Андрей Врацкий — единственный владелец и гендиректор компании «Анлимитед Продакшен», указано в ЕГРЮЛ. Эта компания разрабатывает корпоративный мессенджер с видеоконференциями под названием eXpress. На сайте компании указано, их платформой для корпоративных коммуникаций пользуются свыше 1,8 млн пользователей. В частности, на базе eXpress было разработано приложение «Суперника» для сотрудников «Норникеля». По данным «Спарк», выручка компании за прошлый год составила 856 млн рублей, а чистый убыток — 408 млн.