У вас есть признаки дробления. Маркетплейсы в рамках совместного эксперимента с налоговой службой начали рассылать селлерам такие уведомления, пишет газета «Ведомости». Тех, кто его получил, просят передать пояснения в налоговую через электронные торговые площадки и уточнить декларации. На какие признаки опираются и маркетплейсы, и налоговая? И что грозит продавцам?
Совместный эксперимент маркетплейсов и ФНС стартовал в конце прошлого года. Налоговые органы пристально следят за случаями, когда одна компания формально разделяется на несколько связанных фирм ради налоговой выгоды — чтобы платить по «упрощенке». Теперь маркетплейсы выявляют факторы риска среди продавцов, обмениваются результатами с налоговой и рассылают селлерам уведомления.
Газета «Ведомости» приводит в пример сообщение, которое получил в личном кабинете продавец из Ижевска. В нем сказано, что, по информации ФНС, у него были выявлены признаки, определяющие риск дробления бизнеса, и нужно в течение десяти рабочих дней представить письменные объяснения и документы, которые это опровергают. Как формируют список тех, кому отправляют предупреждения, объясняет основательница учебного центра Biznesinalogi Евгения Мемрук:
Евгения Мемрук основательница учебного центра Biznesinalogi «Сейчас в рамках пилотного проекта именно Федеральная налоговая служба дает маркетплейсам информацию о возможном применении схем дробления. Но и сам маркетплейс тоже, действительно, может выявлять потенциально такие схемы — например, если есть несколько юридических ли, или ИП, которые торгуют одинаковым товаром, у них сходятся скидки, их завозят на один и тот же склад — такие признаки могут говорить о том, что есть дробление».
Если будет доказано дробление, инспекция пересчитает налоги — скорее всего, доначислит НДС и налог на прибыль, придется заплатить штрафы и пени. Как объясняют юристы, если проигнорировать сообщение, прямых юридических последствий не будет. Но впоследствии это может привести к налоговому спору, а маркетплейс теоретически способен заблокировать аккаунт.
При этом благодаря сотрудничеству с электронными площадками налоговая может получить очень много данных о продавцах. Своими предположениями с Бизнес ФМ поделился селлер Имиль:
«Первое — это айпишники, мак-адреса, у них полностью есть вся информация о селлерах. Если мы видим, допустим, что ваш менеджер, или рекламщик подключается к пяти кабинетам и делает там одну и ту же работу, то есть признаки дробления, что один трудоустроенный сотрудник работает на нескольких проектах. Второе — это одни и те же товары. Если мы видим, что при этом один и тот же товар продается на разных юрлицах, тоже это признаки дробления. Есть еще третий, неочевидный: когда ты подписываешь допсоглашение с Wildberries или Ozon, у них есть такое понятие, как «мастер-ID». Допустим, ты говоришь: я подписываю с вами допсоглашения на спецусловия о фиксированных комиссиях, и эти фиксированные комиссии будут распространяться, допустим, на пять IT-компаний, я хочу, чтобы вы их рассматривали как единое целое. Это суперпризнак дробления, потому что ты сам говоришь маркетплейсу: мы все впятером работаем под одним началом, эти пять юрлиц. Если они под одним мастер-ID, с едиными условиями, баркоды одни и те же, и айпишники сотрудников одни и те же, и всю эту информацию если передадут налоговой, то я думаю, у налоговой есть полный карт-бланш доначислить, как там по закону, 20% НДС, нужно пересчитывать этот налог».
Судебная практика по таким делам — не в пользу налогоплательщиков. В прошлом году арбитражные суды кассационной инстанции рассмотрели 124 спора о дроблении и лишь в 22% случаев решения приняли в пользу бизнеса.