Авиакомпании накажут за отсутствие данных об онлайн-билетах

Авиакомпании и посреднические организации будут штрафовать за отсутствие в системе бронирования данных об оформленных онлайн билетах. Соответствующий закон приняла Госдума. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) вступят в силу с 1 сентября 2025 года, они должны повысить ответственность перевозчиков и дополнительно защитить права пассажиров.

Авиакомпании накажут за отсутствие данных об онлайн-билетах
© Российская Газета

Более двух лет назад все российские авиакомпании перешли на отечественную автоматизированную систему оформления воздушных перевозок (АИС ОВП). В апреле этого года в Воздушный кодекс внесены изменения, обязывающие авиакомпании и уполномоченных посредников размещать в этой системе условия договора каждой воздушной перевозки. Это сделано, чтобы пассажир, оформивший билет и провоз багажа онлайн, в случае чего мог получить заверенную выписку и защитить свои права.

Ответственность за нарушение этих требований до сих пор предусмотрена не была, при этом пассажиры часто жаловались на предоставление неправильной информации о вылете самолета, некорректное оформление авиабилетов, что в конечном итоге приводило к финансовым потерям. Ежегодно только в центральный аппарат Ространснадзора поступало около 700 жалоб различного характера на действия авиаперевозчиков.

Поправки в КоАП, предложенные правительством, предусматривают административную ответственность за неразмещение информации об условиях договора воздушной перевозки в АИС ОВП. Для должностных лиц штраф составит 20-30 тысяч рублей, для юридических лиц - 50-100 тысяч рублей. Повторное нарушение грозит увеличением штрафа для должностных лиц до 30-50 тысяч рублей, а для юридических - до 300-400 тысяч рублей.

Законопроект предусматривает также ответственность для оператора АИС ОВП за нарушение требований к обращению с системой и базами данных. Штраф для должностных лиц составит 20-40 тысяч рублей, для юридических лиц -100-200 тысяч рублей. За повторное нарушение размер санкций повышен до 40-80 тысяч рублей и 300-400 тысяч рублей соответственно.

При подготовке ко второму чтению законопроект смягчили - для юрлиц убрали максимальное наказание в виде приостановления деятельности на 60 и 90 суток соответственно. Следить за соблюдением обязательных требований будет Ространснадзор.

В этот же день документ рассматривали на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике. Как подчеркнул присутствовавший там замминистра транспорта Дмитрий Зверев, закон направлен в первую очередь на защиту авиапассажиров. "Вся информация должна быть размещена в информационной системе, и это, по сути, гарантирует и соблюдение прав пассажира, и стабильность в работе авиакомпании", - заявил он.

Ежегодно только в центральный аппарат Ространснадзора поступает около 700 жалоб различного характера на действия авиаперевозчиков

Вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин тоже считает, что поправки в КоАП внесены для повышения ответственности перевозчиков и недопущения нарушений прав пассажиров. По его данным, 99 процентов авиакомпаний и так соблюдают соответствующие требования, хотя случаи, когда пассажира заблаговременно не оповещают об изменении времени вылета, бывают.

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов отметил, что подобные ситуации возникали во время перехода с одной системы бронирования на другую, но сейчас таких случаев практически нет. Поэтому закон будет, по сути, регулировать единичные случаи, не носящие массовый характер.

"Все спорные ситуации будут разрешать те органы, которые курируют это направление, но уже по факту, после жалоб пассажира, когда, например, он опоздал на рейс из-за неправильной информации. То есть накажут авиакомпанию, а пострадавший пассажир никакой компенсации не получит. Закон подготовлен не в интересах людей, поскольку не носит предупредительный характер", - считает эксперт.