Страховые компании разрабатывают продукты для продавцов маркетплейсов

Страхование логистических и финансовых рисков перестает быть услугой исключительно для крупного бизнеса. Российские страховщики активно развивают продукты для продавцов (селлеров) маркетплейсов. Среди основных рисков, требующих покрытия, участники рынка называют те, что связаны с товаром и имуществом - повреждение или утрата в результате пожара, залива водой, стихийного бедствия на складе, кража со взломом, повреждение при транспортировке.

Страховые компании разрабатывают продукты для продавцов маркетплейсов
© Российская Газета

"В связи с бурным развитием интернет-торговли и логистики требуется новый удобный продукт для этого сегмента, который, с одной стороны, позволит всем участникам этого бизнеса эффективно защищать свои риски на период перевозки и хранения и оперативно получать страховое возмещение, а с другой - даст возможность страховщикам/перестраховщикам управлять складскими и логистическими рисками", - пояснили "РГ" в РНПК.

Среди основных рисков - повреждение или утрата товара из-за пожара или залива

Там сообщили, что продукт сейчас в процессе создания и обсуждается с рядом страховщиков. Речь не идет о предоставлении нового покрытия, а скорее о том, как правильно скомбинировать основные положения договоров, чтобы интересы всех сторон были учтены, добавили в РНПК. Продукт должен сочетать в себе элементы корпоративного и розничного страхования. "Селлеры стремятся к простому и быстрому урегулированию и максимально широкому покрытию. Логистические компании и маркетплейсы, в свою очередь, понимают необходимость, с одной стороны, полного охвата страхованием селлеров, с другой - сложность управления риском при такой ситуации", - говорят в компании.

В декабре прошлого года программу страхования для продавцов маркетплейсов запустило "СберСтрахование". Полис покрывает риски повреждения и утраты товара на всем пути от продавца до покупателя: на этапах транспортировки, хранения на складе и в пункте выдачи заказов. "Спрос на маркетплейсы в России растет все активнее, влияя на сферу грузоперевозок. Однако зачастую оформление страховки или выплаты по ней - чересчур трудоемкий процесс для небольших продавцов. При этом и потери, которые они несут из-за подмены товара или его повреждения, - существенный удар по бюджету", - отмечал тогда гендиректор компании Михаил Волков.

В феврале этого года сервис страхования рисков селлеров был запущен объединенной компанией Wildberries и Russ совместно с партнерами "АльфаСтрахование" и страховым брокером "Цунами". Решение покрывает повреждение, утрату, подмену товара, а также расходы на логистику возврата, если клиент не выкупил или вернул заказ по любой причине. "Мы уже видим устойчивый рост интереса со стороны селлеров: за I-II кварталы мы отметили значительное увеличение количества пользователей, а подключения к программе активно продолжаются прямо сейчас", - рассказали "РГ" в "АльфаСтраховании".

В компании добавили, что на этапе запуска столкнулись с некоторой долей скепсиса к продукту - это естественно для сегмента, где страхование логистических и финансовых рисков ранее было прерогативой исключительно крупных игроков. Для малого и среднего бизнеса это новая практика. Но как только появилась возможность "попробовать" страхование на понятных условиях и с автоматизированным подключением, отношение начало меняться.

Сейчас продукт находится на этапе тестирования, базовый тариф - от 1,4% стоимости застрахованных отправлений. "Мы продолжаем дорабатывать клиентский путь и в ближайшее время сделаем подключение к страховке и процесс урегулирования еще проще и быстрее", - отметили в компании.

В линейке "Зетта Страхование" продукта, нацеленного исключительно на селлеров, пока нет, но его разработка и внедрение планируются, рассказали "РГ" в компании. Среди основных рисков для селлеров там назвали все, что касается взаимодействия с маркетплейсом и движением товара от селлера к конечному покупателю. Это и затраты на обратную логистику в случае возврата товара, и риск подмены со стороны покупателей, повреждение товара на складе с платой за утилизацию со стороны маркетплейса и другие.

Решения для селлеров и малого и среднего бизнеса есть у "Абсолют Страхования". Как рассказал заместитель генерального директора компании по розничным продажам Андрей Бурлак, в конце 2024 года вместе с "Ростелекомом" была запущена страховая подписка для бизнеса. Ее могут оформить владельцы и арендаторы небольших коммерческих помещений (до 100 кв. м). Она защищает от повреждений внутренней отделки, коммуникаций, кражи и порчи торгового оборудования, оргтехники, видеотехники и товаров. Также страховка покрывает ответственность за случайное повреждение соседних помещений. При страховом случае клиенты могут получить до 650 тысяч рублей.

Заявить о страховом случае можно через простую онлайн-форму. Если сумма выплаты не превышает 10 тысяч рублей, деньги поступают на следующий рабочий день.