В Омске расскажут, как экстренно подключили завод к производству танков Т-34
В музее Омского завода транспортного машиностроения (входит в концерн "Уралвагонзавод" Госкорпорации Ростех) открылась выставка с уникальными ранее неизвестными документами о производстве танков в годы Великой Отечественной войны. Основой экспозиции стали подлинные архивные приказы директора завода, датированные 1942 и 1943 годами. Выставка приурочена к 105-летию отечественного танкпрома.
На выставке представлены приказы, премии и благодарности. Более 120 ранее не публиковавшихся документов раскрывают, как происходило объединение нескольких эвакуированных предприятий в Омске в завод №174, и как экстренно разворачивалось производство танков Т-34. Большая часть этих приказов подписана Константином Задорожным, который возглавлял предприятие с 1942 по 1945 год.
Война требовала серьезной модернизации производства. Чтобы выполнять план по выпуску Т-34, необходимо было построить дополнительные цеха, переоборудовать их, запустить новые станки. Это отражено в распорядительных документах. Сохранились приказы о запуске мартеновской печи и первой плавки стали, об улучшении зуборезного производства, об освоении технологий изготовления и термообработки шестерен, модернизации оборудования для шлифовки металлорежущего инструмента.
Завод №174 подключили к производству "тридцатьчетверок" в марте 1942 года, и уже в июне он поставил первые танки фронту. Всего за годы Великой Отечественной войны будущий "Омсктрансмаш" произвел более 7 тысяч Т-34.
Еще один примечательный документ раскрывает меры по организации производства огнемётных танков и создании участка по монтажу огнемётов на танки ОТ-34. Для запуска этого участка выделили лучших слесарей. Впоследствии предприятие стало главным производителем огнемётных танков в стране.
Ряд документов демонстрирует суровую атмосферу военного времени: дисциплина тогда была очень строгой. Например, опоздание на работу даже на несколько минут могло обернуться серьезным взысканием, а уход с предприятия без разрешения приравнивался к дезертирству, нарушителей отдавали под суд. В то же время из представленных свидетельств тех лет можно узнать о регулярных поощрениях - присваивались звания "лучшего электросварщика", "лучшего кузнеца", "лучшего сталевара" и другие.
Архивные документы свидетельствуют, что коллектив завода даже в войну участвовал в обширной общественной жизни: на предприятии проводили конкурсы на лучшую комнату в общежитии, устраивали соцсоревнования между сотрудниками, поддерживали рационализаторство и изобретательство. Сотрудники участвовали в сельхозработах, улучшали свой быт.
На выставке также показаны подшивки газет "Ворошиловец" и изданий выездной редакции "Правда", которые выпускались в годы войны на заводе, и документы, переданные в музей "Омсктрансмаша" Михаилом Шевцовым - сыном Анатолия Лазаревича Шевцова, прошедшего на предприятии путь от технолога до главного металлурга.
"Посетители музея, особенно молодежь, с большим интересом рассматривают эти документы. Многих удивляет, что они сохранились до наших дней. Такие выставки бесценны: они позволяют молодежи не просто услышать о прошлом завода от кого-то, а увидеть подлинные источники информации об истории отечественного танкостроения", - рассказала директор музея Светлана Цегельникова.
Справка "РГ":
Музей "Омсктрансмаша" был создан с целью сохранения исторической памяти достижений предприятия. Был открыт в 1980 году и осенью этого года отпразднует 45 лет со дня основания. В шести залах музея выставлены экспонаты и исторические реликвии из разных периодов жизни предприятия: от железнодорожных мастерских, созданных еще в XIX веке до новейшего времени. Общее количество музейных экспонатов - 1 768 единиц.