В силу вступил закон с обновленной классификацией для креативных индустрий

В силу вступил закон с обновленной классификацией для креативных индустрий
© BFM.RU

Минэкономразвития официально отнесло более 50 существующих кодов ОКВЭД к креативным индустриям. Туда вошли многие творческие направления — от арт-индустрии, урбанистики и музейной деятельности до разработки видеоигр, кино, медиа и СМИ, гастрономии и музыки.

Какие преимущества это дает согласно закону? Компании и ИП, выбравшие новые коды ОКВЭД в качестве основных, смогут участвовать в программах грантов, субсидий, налоговых льгот и других преференций. Также это упростит документооборот. Если раньше многие креативные сферы не имели четкой классификации, что усложняло работу, теперь у них появится точное определение, что облегчит ведение бизнеса, позволит получать госзаказы и участвовать в программах поддержки малого бизнеса.

«Бизнес FM» обсудила с предпринимателями, которые работают в креативных индустриях, как они оценивают привилегии и планируют ли добавлять себе новые коды ОКВЭД.

Ювелир, блогер Олег Моргун:

— Изготовление ювелирных украшений у нас основной ОКВЭД. Не планировал менять. Но если это потребуется для того, чтобы работать в рамках правового поля, значит, мы поменяем — какие проблемы.

— Можно будет на меры господдержки, гранты, субсидии претендовать. Было бы это вам интересно?

— Боюсь, что нет. Пробовал как-то. Выделили грант в банке, а банк в этот день обанкротился. И почти год ездил в прокуратуру, объяснял, что я его не трогал. Больше, честно говоря, неохота. Причем цифры там не какие-то значительные.

***

Композитор, аранжировщик и музыкальный продюсер Михаил Чертищев:

— Я точно буду добавлять, потому что раньше это было достаточно обобщенное понятие — деятельность в сфере искусства или как-то так. Здорово, что сейчас есть конкретизированное направление, которое связано как раз с моей деятельностью. Не было проблем и раньше. Но если бы я сейчас только заводил ИП, я бы точно выбрал именно эти.

— Можно будет на гранты, меры господдержки рассчитывать.

— Я обычно рассчитываю на себя.

***

Директор дома моды «Момо» в Москве, экскурсовод, москвовед Дмитрий Куваев:

— Мы изначально, когда регистрировали дом моды, оформили много ОКВЭДов, зная, что мы в будущем будем заниматься и корпоративными подарками, и индивидуальным пошивом, и дизайном домашних пространств. Так что сработала вот эта прозорливость русского человека сразу все вписать в документ, и сейчас нет необходимости вводить новые ОКВЭДы.

— Вы же еще экскурсионной деятельностью занимаетесь?

— Да, там ужесточили лицензирование. Я со своей лицензией экскурсовода-москвоведа могу по Москве водить экскурсии, допустим, вокруг Кремля, но я не могу внутри Кремля. То есть там уже узкая специализация. В этой сфере по-другому начали работать.

— То есть никакой практической нагрузки не несет?

— Конечно.

Закон о креативных индустриях был принят в прошлом году, но без конкретного перечня видов деятельности. Теперь вопрос решен. Но так кажется лишь на первый взгляд. Ряд утвержденных ОКВЭДов вызывают вопросы. Появились новые подразделения, например исполнительские искусства и индустрия моды. В первом представлено все, кроме самого исполнительского искусства. То же и с модой, к которой отнесли изготовление вещей по индивидуальному заказу. Большая часть крупных организаций, которые могли бы считаться креативными, сейчас не могут претендовать на это звание просто потому, что их ОКВЭДы не указаны. Да и самого главного — определения, что же такое креативная индустрия, тоже нет. Продолжает основатель информационного агентства Intermedia Евгений Сафронов:

Евгений Сафронов основатель информационного агентства Intermedia «Закон неплохой, но даже после его принятия не стало яснее, что такое креативные индустрии. Такие индустрии, что бы под этим ни понималось, в стране есть, причем очень мощные, поддержка им, конечно, нужна, но надо сначала определиться с терминами и кодами. А представленный список ОКВЭДов, мягко говоря, удивляет. К примеру, фраза «исполнительские искусства» есть, а соответствующих кодов нет. Исполнительские искусства — термин, который существует во всем мире, — в российском законодательстве не определен, как и множество других терминов. Хотя бы зрелищные мероприятия, которые есть в законе, можно было включить в список, но и этих ОКВЭДов там нет. Intermedia принимало участие в работе комиссий, разрабатывало и направляло официальные предложения, но в результате в списке нет важнейших для креативных индустрий кодов. Зато есть ОКВЭДы на прокат шезлонгов и пляжных шкафчиков, изготовление шаурмы и другое. Я просто не знаю, как к этому относиться. Кроме того, нет важнейшего критерия — входят ли в креативные индустрии с точки зрения закона некоммерческие организации, бюджетные учреждения и другие, не занимающиеся предпринимательством. Ведь в этой сфере таковых половина, а то и больше. В общем, вопросов больше, чем ответов. А закон может быть полезным для общества, но только если будет создан универсальный подзаконный акт, определяющий сферу его действия».

Сейчас понять закон как минимум сложно, а как максимум не представляется возможным. По мнению экспертов, которые ссылаются на свою практику, отсутствие четкой терминологии и классификации обязательно приведет к злоупотреблениям.