UBS придется увеличить капитал на $26 млрд в рамках банковской реформы Швейцарии

Швейцарское правительство представило реформу банковского регулирования, которая обязывает UBS нарастить собственный капитал на сумму до $26 млрд. По замыслу властей, предложенные меры должны обезопасить банковскую систему и спасти ее от повторения кризиса, аналогичного краху Credit Suisse. На деле реформа затрагивает прежде всего крупнейший и системно значимый банк страны — UBS.

UBS под давлением

Ключевым элементом предложений стало требование полностью капитализировать иностранные дочерние компании, заменив действующую норму, согласно которой UBS обязан удерживать в Швейцарии лишь 60% капитала этих подразделений, пишет Financial Times. Это лишает банк возможности использовать так называемое «двойное кредитное плечо» — механизм, при котором капитал «дочек» финансируется за счет долга материнской компании. По расчетам правительства, переход к 100% покрытию увеличит потребность в капитале CET1 на $26 млрд, из которых $8 млрд можно будет компенсировать за счет снижения объема облигаций AT1. Чистое увеличение капитала составит около $18 млрд.

По мнению властей, эти изменения сделают банковскую систему более устойчивой в кризисных ситуациях и исключат необходимость экстренных государственных вмешательств. “Предлагаемые меры имеют ключевое значение для укрепления устойчивости банков в случае кризиса и, следовательно, стабильности финансовой системы”, — говорится в сообщении FINMA, швейцарского управления по надзору за финансовыми рынками.

Однако руководство UBS расценивает реформу как чрезмерную и угрожающую международной конкурентоспособности банка. По их оценке, которую приводит FT, новые правила могут повысить коэффициент CET1 до 17–19%, что значительно превышает требования к глобальным аналогам — от 11% до 13,5% в случае HSBC, Deutsche Bank и Morgan Stanley.

Аналитики Goldman Sachs уже предупредили, что столь высокий уровень капитала ослабит позиции UBS на международной арене и что новые нормы сделают часть бизнеса UBS — особенно за рубежом — нерентабельной. В частности, по оценке Morgan Stanley, может встать вопрос о продаже американского подразделения. Это противоречит заявленной стратегии руководства UBS — усилить присутствие на рынке США и стать европейским аналогом Morgan Stanley, ориентированным на управление активами, указало издание. Ранее источники в UBS сообщили Bloomberg, что банк рассматривает возможность переноса штаб-квартиры за пределы Швейцарии, если требования к увеличению капитала на $25 млрд будут сохранены.

Несмотря на публичную кампанию против реформы и активное лоббирование, швейцарские власти выбрали самый строгий вариант — метод полного вычета капитала иностранных «дочек» из капитала материнского банка, хотя ранее также обсуждался подход, взвешенный по уровню риска. Законопроект поступит в парламент не ранее осени, и может вступить в силу в 2028 году. UBS получит переходный период от шести до восьми лет. Однако в условиях прямой демократии в Швейцарии судьбу закона может изменить и референдум — если за его проведение будет собрано 50 тысяч подписей, напоминает FT.

FINMA с кнутом

В рамках широкой реформы банковского регулирования швейцарское правительство предложило расширить полномочия национального финансового регулятора FINMA, предоставив ему право накладывать штрафы на банки. Как сообщает Bloomberg, в настоящее время FINMA не обладает таким инструментом воздействия, в отличие от аналогичных органов в других странах. Идея усиления надзора стала реакцией на критику в адрес регулятора после краха Credit Suisse, в предотвращении которого ему вменяют бездействие и стратегические ошибки.

Согласно обнародованному проекту, FINMA сможет налагать денежные санкции на юридических лиц — то есть на сами банки, — а решения о наложении штрафов можно будет публиковать. Хотя реформа не предусматривает права штрафовать физических лиц напрямую, банки обяжут документально фиксировать, какие именно топ-менеджеры несли ответственность за ключевые решения. Это позволит FINMA при расследованиях официально устанавливать индивидуальную вину и, в случае выявления нарушений, требовать возврата бонусов у причастных руководителей.

Как отмечает Bloomberg, действующий глава FINMA Стефан Вальтер, возглавивший орган в апреле прошлого года, с самого начала своего мандата призывал к расширению полномочий. Министерство финансов Швейцарии и лично министр Карин Келлер-Зуттер также выступают за наделение регулятора правом штрафовать финансовые институты. Все предложения включены в общий пакет реформ и подлежат дальнейшему обсуждению и законодательным процедурам.

Проблемная значимость

В марте 2023 года Credit Suisse, второй по величине банк Швейцарии, пережил стремительный крах после многолетнего чередования скандалов, убытков и потери доверия со стороны инвесторов. Так, в 2014 году он признал себя виновным по делу об уклонении от налогов в США, тогда бывшие сотрудники банка помогали клиентам скрывать оффшорные счета. Кроме того, в 2019 году банк столкнулся с расследованием в связи с его ролью в скандале о коррупции в Мозамбике, когда было выявлено, что его кредиты были мошеннически использованы, банк выплатил $547 млн штрафов. В 2021 году банк оказался втянут в крах family-офиса Archegos Capital Management, и столкнулся с существенными финансовыми потерями. Чтобы предотвратить системный кризис, швейцарское правительство организовало экстренное слияние Credit Suisse с UBS, крупнейшим банком страны.

Сделка была заключена в срочном порядке: UBS приобрел Credit Suisse за 3 млрд швейцарских франков, взяв на себя значительные риски, а регуляторы пошли на беспрецедентные меры — включая списание AT1-облигаций на сумму $17 млрд. Это поглощение спасло швейцарскую банковскую систему от коллапса, но поставило перед UBS вызов интеграции проблемного актива и значительно увеличило его системную значимость.

В годовом отчете UBS говорится, что швейцарский банк переходит к «самой сложной» стадии интеграции: во втором квартале 2025 года он планируется начать миграцию клиентских счетов Credit Suisse в Швейцарии на платформу UBS. Ранее UBS завершил перевод счетов клиентов подразделений в Люксембурге, Гонконге, Сингапуре и Японии.