Власти Петербурга могут запретить мигрантам работать в такси и доставке
Правительство Петербурга планирует запретить иностранным гражданам работать в такси и курьерской доставке. Соответствующий документ может вступить в силу уже этим летом — тогда у компаний будет всего три месяца, чтобы найти новых сотрудников.
Формально ограничение устанавливается только до конца 2025 года и касается всех мигрантов, работающих по патентам: их должны оформлять все приезжие работники, кроме граждан стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). В случае положительных результатов эксперимента запрет могут продлить и на 2026 год.
Но бизнес уже сейчас бьет тревогу. В «Яндексе» подсчитали, что в случае «отмены мигрантов» стоимость доставки вырастет вдвое, а такси подорожает на 10-15%.
Ущерб для рынка петербургского такси оценивает представитель Общественного совета по развитию такси по Северо-Западному федеральному округу Андрей Белов:
— По неофициальным оценкам, это около 50%. Есть два аспекта. Первый: этот законопроект принимается, а дальше, с 1-го числа, нужно понимать, все эти люди не уедут к себе на родину, они просто уйдут в теневой бизнес. То есть у ближайших станций метро, торговых центров в спальных районах будут организованы так называемые неофициальные группы представителей южной национальности, которые будут бомбить. Этих мигрантов отстраняют от работы, на линию выходит в два раза меньше машин — это значит, что цена таксомоторной поездки вырастет в 20-30% как минимум. На их место нужно привлечь нормальных, адекватных россиян, которые могут сесть за руль. На сегодняшний день их нет. А как их можно привлечь? Повышением зарплаты. Значит, мы должны будем повысить зарплату водителям. Чтобы повысить зарплату водителям, мы должны будем повысить стоимость поездки. Издать закон — это полбеды. Нужно еще издать кучу подзаконных актов и нужно, чтобы все это выполнялось. Это работа МВД, работа комитета по транспорту — большой объем работы. Проблема в том, что мы можем сейчас очень быстро вернуться в 90-е годы, когда везде стояли бомбилы, которые за непонятные деньги возили людей.
— Почему внутри официального такси, внутри официальных агрегаторов тяжело контролируется?
— Потому что все неофициально идет. Теоретически наш известный агрегатор «Яндекс Такси» не должен допускать этих людей к заказам, не должен выдавать им заказы. Это следует из закона о такси, который вступил в силу 1 сентября два года назад. Но так как «Яндекс» у нас монополист, никто его не контролирует, не проверяет, поэтому он продолжает передавать им заказы.
Всего в Петербурге работает 25-27 тысяч таксистов и примерно 14 тысяч курьеров, приводил оценки экспертов депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев. Вероятно, около половина из них — иностранцы, хотя точной статистики по мигрантам нет, многие трудоустроены как самозанятые.
Так же сложно оценить и потери для сервисов доставки, но они точно будут, уверена маркетолог компании по доставке еды «Где есть» в Санкт-Петебурге Ксения:
— Сейчас и в такси, и в доставке очень много мигрантов. Мне кажется, если сейчас будут сокращения, очень сильно просядет и доставка, и такси.
— В вашей компании как много работает мигрантов?
— У нас не работают, мы доставку осуществляем через «Яндекс Такси». Когда даже мигранты были нашими курьерами, никаких проблем с ними не было.
— Но ведь мы понимаем, что в «Яндексе» как раз с высокой долей вероятности приедет с доставкой мигрант — с патентом или без него.
— Да-да, там большая часть. Если в совокупности за все время брать, 60% мигрантов, 40% уже русских.
— Насколько могут быть повышены цены на услуги доставщиков, если когорту мигрантов, по крайней мере мигрантов с патентами, вычеркиваем?
— В два раза, наверное, поднимется стоимость. Работников, мне кажется, меньше будет. В первое время, мне кажется, будет повышение. Потом, может быть, на спад пойдет.
— У вас есть представление, почему эту меру хотят реализовать? С такси хотя бы понятно — это во исполнение федерального закона. Кто-то говорит, что они на автобусах должны работать, потому что они подрабатывают в такси и это угроза общественному транспорту. Логика хотя бы прослеживается. А вот из доставщиков зачем вычеркивать мигрантов?
— Мне кажется, потому, что большинство не разговаривают на русском языке, очень сложно коммуницировать с ними что отправителям, что получателям. Из-за этого накапливаются, наверное, претензии.
— А петербуржцам что важнее — получать по адекватной цене доставку или русский язык?
— Мне кажется, лучше доставку получать своевременно, без происшествий.
Кроме запрета на работу мигрантов с патентами, из документа следует, что будут введены новые правила для курьеров, ограничивающие места, где можно ездить, и скорость — до 15 километров в час. Также работодателям необходимо будет вести реестры доставок товаров с личными данными курьеров, включая СНИЛС, ИНН, адрес регистрации и прочее. Сами доставщики должны будут иметь при себе устройство для отслеживания геолокации и даже соблюдать дресс-код.
Подобные ограничения вводились и в других российских регионах. Например, в Нижегородской области запретили мигрантам с трудовыми патентами работать курьерами, врачами и сотрудниками общепита, а на Ямале действует запрет на работу мигрантов в сфере транспорта. В Ленобласти пока отказались вводить запрет на работу мигрантов в доставке и общепите, хотя запрет на работу в такси для них действует.