Из студентов в предприниматели: стартап-студии страны обсудили успешные практики

Как вовлекать университеты и крупные компании в процесс развития технологического предпринимательства на уровне регионов и вузов обсудили руководители университетских стартап-студий в рамках кейс-сессии «Инфраструктура технологического лидерства: стартап-студии как кроссплатформенный ресурсный центр в университетах» на форуме U-NOVUS в Томске.Один из самых острых для развития университетского техпреда вопросов: как находить кадры для стартап-студий, привлекать студентов, научных сотрудников и преподавателей вузов к предпринимательской деятельности. Ирина Халецкая, генеральный директор «Стартап-студии университетов Томска», рассказала, что иногда на решение стать стартапером у студентов уходит от трех до шести месяцев. Участников команд и будущих техпредов нередко приводит в студию «сарафанное радио». Работает также тренд на самостоятельность и мотивацию работать на себя, а не «на дядю». Одновременно существует проблема хантинга студентов из региональных стартап-студий в столицы. Сейчас в Томской стартап-студии задействованы около 140 человек и развиваются 36 проектов.Далеко не все современные студенты готовы идти в техпред, многих пугают существующие риски. Антон Ряховский, который руководит «Стартап-студией Оренбургского государственного университета», рассказал, что для выявления «стоп-факторов» старта технологического стартапа он и его команда изучали поведение студентов и их мотивации.«Мы обнаружили страх перед технологическим предпринимательством, для студентов не все понятно, их пугает неопределенность. Другие ребята озвучивали, что на рынке они смогут получать заработную плату больше. Студенты идут в курьеры, доставщики, получают здесь и сейчас хорошую прибыль», — констатировал он.Тем не менее студии ищут инструменты для мотивации ребят делать выбор в пользу разработки новых технологий и создания собственного бизнеса. По словам Ряховского, «одним из них стала работа с профильными кафедрами, в рамках которой мы объяснили студентам, что они, еще не имея высшего образования, могут развивать профильные компетенции, работая над технологическим стартапом, при этом получать необходимый опыт и заработную плату». Студентам важно видеть промпартнеров, которые заинтересованы в их проектах, добавил он.Одной из задач университетских стартап-студий является помощь в поиске индустриальных партнеров для начинающих стартаперов. Для этого в том числе формируются домены проектов по отраслям, которые показываются крупным компаниям.Развитию техпреда и продвижению проектов препятствует неразвитость венчурного рынка в стране. Как отметил Евгений Кирьянов, управляющий директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ: «Если мы скажем, что развиваем какой-то технологический, не IT-стартап, то у него единственный путь — это дивиденды, то есть ему очень сложно продать себя, как акции корпорациям…. Даже маленький стартап должен изначально метить в то, что у него задача не продать себя как компанию, а сразу работать на то, чтобы делать крутой продукт, который будет покупаться потребителями дорого. В этом плане работа с индустриальным партнером — один из первых факторов для молодого стартапа».Вячеслав Рыбакин, генеральный директор «Стартап-студии Астраханского государственного университета», отметил, что студенты быстрее адаптируются под реалии технологического предпринимательства, нежели преподавательский состав и научные сотрудники. Но только сообща они достигают синергетического эффекта, что способствует ускорению развития университетского стартапа.«Стартап-студия — это процесс про качество, а не про количество. Мы не закрываем галочки, мы выстраиваем технологическое предпринимательство. Должен быть интерес, амбиции. Мы делаем акцент на человека, на его качества и желание развивать и развиваться», — сказал он.Мансур Арсанукаев, генеральный директор Стартап-студии Грозненского ГНТУ, отметил, что иногда стартапы растут быстрее своей команды. Обучение команды, ее лидера, отслеживание прогресса — основные задачи студии сейчас. На студию влияет также специфика региона: например, в его регионе быть руководителем проекта в стартап-студии — знак качества управленческих навыков. Мансур Арсанукаев также отметил, что стартап-студии могут лоббировать интересы научных направлений в университетах, так как студии лучше погружены в рынок и понимают, что ему нужно.Эксперты подчеркнули, что технологии и разработки вузов — отличная ресурсная база для стартап-студий, которые могут доводить их до работающего продукта, делать инвестиционные ставки.В конце встречи Дмитрий Алексеев, эксперт Проектного офиса Платформы университетского технологического предпринимательства, представил идею Профклубов, которые будут призваны развивать профессиональные сообщества на Платформе.Профклубы помогут развивать систему взаимодействия университетских команд с ведущими отраслевыми компаниями, построить новые технологические цепочки, обеспечить централизованный обмен знаниями и запускать инновационные проекты под запрос индустрии. В них смогут войти не только участники стартап-студий, но и команды Передовых инженерных школ, организаторы акселерационных программ, научные лаборатории, технологические предприниматели и другие стейкхолдеры.Сеть университетских стартап-студий работает с 2022 года как часть экосистемы Платформы университетского технологического предпринимательства. Сеть создана для серийного запуска бизнесов, в основе которых лежат новейшие разработки университетских научных школ. На сегодняшний день действует 21 университетская стартап-студия, количество запущенных стартапов и стартап-проектов — более 27 тысяч.До конца 2025 года сеть университетских стартап-студий пополнится еще шестью «игроками». Всего к 2030 году предусмотрено расширение сети до 50 студий.Платформа университетского технологического предпринимательства запущена Минобрнауки РФ в 2022 году с целью раскрытия предпринимательского потенциала молодежи и подготовки профессионалов в области технологического предпринимательства. Входит в федеральный проект «Технологии» нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика».

Из студентов в предприниматели: стартап-студии страны обсудили успешные практики
© InScience
промо изображение