Растущий спрос на бизнес-образование поднимает вопрос о качестве таких программ

Недавний опрос корпоративных университетов, бизнес-школ и EdTech-компаний показал общий рост интереса к бизнес-образованию из-за фундаментальной трансформации российской экономики. Но опрошенные "РГ" эксперты отмечают, что у самих слушателей есть немало претензий к самим программам.

Растущий спрос на бизнес-образование поднимает вопрос о качестве таких программ
© Российская Газета

Эксперты объясняют это завершением эпохи learning for long-life - одного образования на всю жизнь. Директор РАНХиГС в Санкт-Петербурге Андрей Хлутков так описывает изменения в сфере бизнес-обучения: "Те, кому менее 30 лет, уже живут в концепции life-long learning - образование на протяжении всей жизни. И это не просто игра слов, это действительно смена парадигмы".

Собеседник "РГ" соглашается с выводами о том, что спрос на образовательные программы можно считать устойчивым, так как большинство выпускников планируют продолжать обучение на следующих ступенях карьерной лестницы. Компании, в свою очередь, стараются применять гибридную модель life-long learning. Чаще всего от 20 до 40 процентов потребностей в обучении они закрывают за счет штатных тренеров, но основную долю отдают на аутсорс.

Стоит отметить, что наиболее востребованные сейчас короткие узкоспециализированные курсы по получению отдельных компетенций начинают играть роль не только инструмента повышения профессиональных навыков, но и фактора привлечения новых сотрудников.

"По опыту реализации МФТИ и МГИМО совместной программы МВА по цифровой экономике могу сказать, что компании используют дополнительное образование как инструмент не только мотивации, но и развития бренда: нередко слушатели переходят на работу в компании своих сокурсников или выпускников", - объясняет руководитель программы MBA в МФТИ Евгений Евсеев.

Авторы упомянутого исследования выделяют несколько трендов, вызванных сменой отношения к бизнес-образованию. Главный - актуальность программ. 53 процента слушателей наиболее важной считают именно актуализацию как содержания, так и направления программ, которые они хотели бы пройти.

"Как страна мы все еще находимся на стадии, когда управленцы не успевают полноценно вырасти, - скорость изменений в компаниях опережает темпы развития человеческого капитала. Компании активно сотрудничают с бизнес-школами для проведения специализированных курсов и тренингов по программам MBA, eMBA и других", - отмечает эксперт во внедрении системных подходов в HR Анастасия Сусуева.

В то же время эксперты отмечают и ограничения современного бизнес-образования, которые пока не дают превратить его в универсальный инструмент развития человеческого капитала для всех отраслей.

"Любое дополнительное образование, как и саморазвитие в целом, прежде всего расширяет кругозор человека. При этом нельзя расценивать подобные курсы как волшебную пилюлю для бизнеса - особенно если мы говорим о степени MBA. Такое образование чаще всего оказывается довольно бесполезным в сфере креативных индустрий. Оно не учитывает специфику творческого процесса: формальные бизнес-решения здесь всегда будут проигрывать гибкому мышлению", - рассказывает генеральный директор коммуникационной группы Vinci Agency Мария Лапук.

Стремление ускорить прохождение курсов плохо сказывается на воспитании системного мышления

Также двоякое отношение среди специалистов к нововведениям в бизнес-образовании вызывает именно "лоскутный" характер получаемых компетенций, по сути, изолированных друг от друга.

"Проблема в том, что избыточная ориентация на прикладное и быстрое знание не дает глубины и системного мышления. Поэтому все чаще встает вопрос о необходимости пересмотра всей модели образования - уже на уровне государственной политики. Будущее бизнес-образования - это гибридная модель: сочетание корпоративных и академических подходов, объединенных в единую, научно обоснованную систему подготовки", - уверена преподаватель теории предпринимательства в НИУ ВШЭ и Университете ИТМО Екатерина Литау.

С необходимостью развития системного мышления трудно спорить. Однако это фундаментальная задача, требующая порой многих лет самосовершенствования. В то же время она не отменяет пользы и необходимости коротких форм обучения.

"Онлайн-образование уже давно стало привычной частью рутины - занятием с репетитором в обед больше никого не удивить. Благодаря такому формату стало намного проще находить время для саморазвития и регулировать свою занятость. Но вот что особенно хочется отметить, так это трансформацию процесса обучения, а именно тренд на эдьютейнмент (edutainment), позволяющий совмещать учебу с развлечением. Сова из "Дуолинго", мини-уроки по шахматам внутри приложения - сами того не замечая, вы учитесь чему-то новому, вырабатывая полезную привычку. На мой взгляд, это классный тренд в образовании", - подытожила в разговоре с "РГ" Мария Лапук.

промо изображение