Сергей Самохвалов: Бизнес все чаще стремится сделать консультантов частью команды
Стремительно меняющаяся макроэкономическая ситуация в России вынуждает корпоративные структуры переключаться с долгосрочного планирования на краткосрочное. Чтобы компании чувствовали себя устойчиво в нынешних условиях, им необходимо быть гибкими вне зависимости от отрасли и размеров самого бизнеса - именно в этом им эффективно помогают специалисты по консалтингу. О главных трендах в этой сфере и актуальных запросах клиентов в интервью "РГ" рассказал партнер SBS Consulting Сергей Самохвалов.
Сергей Аркадьевич, какие основные тренды на рынке стратегического консалтинга в 2025 году вы можете выделить?
Сергей Самохвалов: По большому счету, тренды на рынке консалтинга определяются тем, какие запросы поступают от клиентов, - и сейчас они в основном связаны со сложностями, которые большинство компаний испытывали в прошлом году. С ними столкнулись абсолютно все сектора: торговля, промышленность, госкомпании и многие другие.
У каждой отрасли были свои специфические проблемы, но результат один: сейчас по их запросу консультанты разрабатывают проекты по повышению устойчивости и адаптивности бизнеса к постоянно меняющимся обстоятельствам. Хороший пример - реинжиниринг цепочек поставок, с помощью которого промышленники смогут лучше реагировать на колебания спроса и оптимизировать процессы производства и поставки товаров.
Второй тренд на рынке тоже косвенно относится к понятию адаптивности. У бизнеса есть серьезный запрос на выработку стратегий, но не на привычные 5-10 лет, а на краткосрочную перспективу. В частности, компаниям интересно понять, как лучше всего адаптировать предложение или продукт под меняющийся на ближайшем горизонте спрос с учетом актуальных потребительских трендов, динамичную конкурентную среду и так далее.
Появилось ли у вас больше клиентов с запросом на построение системы антикризисного менеджмента? И как в этих случаях работают консультанты?
Сергей Самохвалов: Как раз это направление и выделилось в третий крупный блок проектов, главная задача которых - оперативно помогать компаниям, оказавшимся в сложной ситуации. Многие предприятия сейчас вынуждены сокращать расходы, из-за чего консультанты много работают над программами по повышению эффективности и снижению ресурсных затрат на единицу произведенной или реализованной на рынке продукции.
Хочу подчеркнуть, что в нынешних условиях работа стратегического консультанта чаще всего заключается в том, чтобы дать клиенту рекомендацию на основе детального изучения проблемы и поиска первопричины ее возникновения, а не лечения симптомов. Практика показывает, что наибольшую эффективность дают неординарные решения. Чтобы найти их, самые лучшие консультанты задают себе вопрос so what?, или "а что это значит?", если перевести профессиональный термин на русский язык.
Профессиональные консультанты хорошо умеют работать с большими данными
Когда мы имеем дело с конкретной бизнес-ситуацией, специалисту приходится анализировать колоссальные объемы информации, чтобы ответить на вопросы "зачем?", "почему?" или "что это значит?". По сути, речь идет о способности консультанта сильно углубляться в аналитику, находить в ней действительно важную для клиента информацию и на основе изученных данных помогать ему принимать уникальные решения, основанные на специфике конкретной ситуации, в которую попала компания.
Чем отличается специфика консалтинга для разных отраслей, в частности для ретейла?
Сергей Самохвалов: В первую очередь она зависит от того, как в компании выстроен управленческий процесс в работе с текущими задачами. К примеру, некоторым требуется сначала детально изучить проблему, затем обсудить ее со всей командой менеджмента и уже после этого принимать конкретные решения. А есть другая крайность - когда решение принимается в сжатые сроки, минуя сложные механизмы согласования. Так или иначе, профессиональный консультант, которого приглашают для решения тех или иных бизнес-задач, первым делом подстраивается под клиента и принятые в его компании рабочие процессы.
Сегодня бизнесу нужны краткосрочные стратегии, а не на привычные 5-10 лет
В больших промышленных компаниях, как правило, работает логика производственного холдинга - необходимо всегда думать о том, насколько решение внедряемо в сложные технологические процессы, насколько оно безопасно, какими рисками чревато. А в случае с ретейлом чаще происходит оперативное принятие решений. Дело в том, что данный рынок чрезвычайно конкурентный, компании работают на невысокой марже, а их ноу-хау в виде ассортимента или подхода к ценообразованию могут очень быстро скопировать.
Поэтому в ретейле нельзя тратить много времени на выработку каждого решения - сейчас это принято называть сокращением показателя time to market. В связи с этим консультант должен в кратчайшие сроки подготовить базу для принятия конкретных решений, опять же проведя анализ огромного пласта клиентских данных, и быстро передать все на исполнение. Благодаря этому спустя всего месяц-два требуемый продукт уже окажется на полке магазина.
Как меняется подход клиентов при заказе услуг стратегических консультантов?
Сергей Самохвалов: Изначально стратегические консультанты воспринимались как люди, хорошо инвестировавшие в свой опыт и образование. Как правило, это были выпускники известных зарубежных бизнес-школ, обладавшие видением того, как может решаться та или иная типовая проблема. Их часто воспринимали именно как специалистов, способных задать правильный стратегический вектор. Однако в последние годы отношение к ним кардинально поменялось.
Сейчас мы на собственной практике видим, что клиенты все чаще стремятся к тому, чтобы сделать консультантов частью своей команды, принимающей ключевые решения в развитии бизнеса. То есть внутри организации существует некая группа быстрого реагирования, участники которой могут оперативно определить характер проблемы и ее первопричину. А дальше уже вместе с консультантами, которые структурировали все данные и подкрепили их аналитикой, участники таких бизнес-юнитов думают над наиболее эффективными решениями.
Нужно понимать, что реализация проектов в нынешних условиях занимает гораздо меньше времени, чем раньше. Местами они становятся более интенсивными, потому что цикл работы постоянно ускоряется. По этой причине и в соответствии с новыми глобальными трендами меняется сама суть консалтинга: сейчас она в гораздо большей степени заточена под конкретного клиента и его особенности, а не под решение типовых задач, актуальных для целых отраслей.