Аналитики компании «Умная Логистика» подвели итоги I квартала 2025 года и выделили 7 стратегических трендов, формирующих рынок FTL-грузоперевозок в России

Аналитики компании «Умная Логистика» подвели итоги I квартала 2025 года и выделили 7 стратегических трендов, формирующих рынок FTL-грузоперевозок в России

Аналитики компании «Умная Логистика» подвели итоги I квартала 2025 года и выделили 7 стратегических трендов, формирующих рынок FTL-грузоперевозок в России
© Logistics News

В отчёте выделены ключевые тенденции в развитии FTL-рынка: от стабилизации ставок и замедления роста издержек до цифровизации и расширения мультимодальных решений

Тренд 1: Рост рынка FTL-перевозок несмотря на экономическую турбулентность

По итогам 2024 года объём российского рынка FTL-грузоперевозок достиг 5,2 трлн рублей, следует из отчёта «Умной Логистики». Ожидается, что к 2028 году рынок вырастет до 6,9 трлн рублей, со среднегодовым темпом роста 7,5%. Это говорит о структурной устойчивости сегмента полной загрузки даже в условиях волатильной экономики и высокой ставки.

Ключевые драйверы роста:

Цифровая трансформация логистики и её ускорение при поддержке государства (инициативы «ГИС ЭПД» и «ГосЛог»).Рост электронной коммерции и развитие маркетплейсов как постоянных заказчиков логистических услуг.Увеличение парка тягачей и повышение эффективности их эксплуатации.

Тренд 2: Себестоимость растёт — но неравномерно

Главные драйверы:

КомпонентПричины ростаПрогнозЗП водителейДефицит, конкуренцияРост замедлитсяЛизингКлючевая ставка, рост цен на ТС+17–19%ТопливоРост цен на дизельИндексацияПрочие расходыПлатные дороги, ТО, Платон+5–10% в год

После стремительного увеличения затрат в 2022–2024 годах рынок FTL-перевозок выходит на фазу умеренного роста себестоимости. Согласно прогнозу «Умной Логистики», в 2025 году себестоимость возрастёт на 13% — заметно ниже пиковых значений последних лет (27% в 2023 году).

Динамика себестоимости (в руб./км, без НДС):

ГодСебестоимостьРост к предыдущему году20208,4 руб/км—20219,4 руб/км+12%202211,3 руб/км+20%202314,4 руб/км+27%202417,0 руб/км+18%202519,4 руб/км+13% (прогноз)

Ключевые драйверы изменения себестоимости в 2025 году:

Заработная плата водителей

Дефицит водителей и инфляция продолжают давление, однако рост ЗП замедляется.Освобождение до 30 тыс. грузовиков из лизинга снижает конкуренцию за кадры.

Лизинг

Высокая ключевая ставка и ИПЦ сохраняют давление на стоимость автомобилей.Лизинговые платежи на новые ТС вырастут на 17–19%.

Топливо

Удорожание дизеля продолжается, но коррелирует с замедлением роста потребительских цен.

Прочие расходы

Платные дороги, техническое обслуживание, «Платон».Стабильный прирост издержек: +5–10% ежегодно.

Общий вывод:

Рынок переходит в фазу сбалансированного роста затрат, где логистика будет больше зависеть от операционной эффективности, цифровых решений и способности контролировать себестоимость в условиях высокой конкуренции.

Тренд 3: Ставки стабилизировались после волатильности 2022–2023 гг.

После волатильности 2022–2023 годов ставки на грузоперевозки в России постепенно стабилизируются. Согласно «Индикатору Умной Логистики», в 2025 году рынок вошёл в фазу ценового равновесия, когда колебания ставок остаются в узком коридоре без резких всплесков или просадок.Динамика ставок на перевозки (руб./рейс, FTL)Январь 2023: ставка ~1 780 руб.Июнь 2023: рост выше 2 100 руб. — на фоне дефицита ТС, ухода поставщиков, роста ЗП и топлива.2024: постепенное снижение — до 1 850–1 900 руб. в среднем.2025: прогнозируемая стабилизация на уровне 1 800–1 850 руб. согласно ML-модели.

Причины изменения:

Рост (2023):

Массовый дефицит тягачей и водителей;Рост издержек (топливо, лизинг, ремонт);Уход иностранных игроков и дистрибуции.

Снижение (2024–2025):

Увеличение количества ТС на рынке;Уравновешивание спроса и предложения;Повышение прозрачности через цифровые платформы;Конец «аварийного» перераспределения мощностей.

Прогноз с помощью ML-модели:

Рынок будет оставаться в равновесии в ближайшие месяцы.Ставка будет чувствительна к локальным пикам спроса, но без долгосрочного тренда вверх.

Вывод:FTL-рынок перешёл в стадию зрелости, где устойчивость тарифов всё больше зависит не от сезонных факторов, а от количества подвижного состава, цифровизации логистики и уровня конкуренции между перевозчиками.

Тренд 4: Цифровизация — основной драйвер эффективности

📈 Онлайн-рынок FTL:

ГодОнлайн-рынок, млрд рубПроникновение, %20231463,2%2025П3225,5%2030П86810,9%

Ключевые инструменты:

1. Мэтчинг

Это технология автоматического подбора перевозчика под конкретный груз.

Работает по принципу: грузовладелец размещает заявку — система находит свободный тягач с подходящей локацией, грузоподъёмностью и маршрутом.Преимущества: экономия времени, снижение доли холостых пробегов, прозрачность сделки.

2. Цифровое ценообразование

Алгоритмы определяют ставку на перевозку в режиме реального времени, учитывая:маршрут;тип груза;рыночную ситуацию (спрос/предложение);издержки (топливо, лизинг и др.).

Применяется на цифровых платформах и даёт справедливую цену без долгих переговоров.

3. ЭДО и платформы «одного окна»

ЭДО (электронный документооборот) — автоматизированный обмен документами между грузоотправителем, перевозчиком и заказчиком.Платформа «одного окна» — цифровая среда, где в одном интерфейсе доступны:заявки на перевозку;отслеживание;договоры и акты;счета и отчётность.

Это снижает бумажную нагрузку, ускоряет расчёты и повышает контроль.

4. Господдержка: «ГосЛог», «ГИС ЭПД»

«ГосЛог» — государственная платформа логистического планирования, которая объединяет данные о грузопотоках, маршрутах, инфраструктуре.«ГИС ЭПД» (государственная информационная система электронных перевозочных документов) — цифровая альтернатива бумажным путевым листам и ТН.

Обе инициативы способствуют легализации рынка, сокращению «серых» перевозок и повышению прозрачности.

Тренд 5: Маркетплейсы усиливают роль в логистике

Wildberries, Ozon, Яндекс, СберМегаМаркет:

Наращивают парк ТС и РЦВыстраивают собственную FTL-доставку до ПВЗ и клиентовКонкурируют за подрядчиков на маршрутах последней мили и магистрали

Тренд 6: Мультимодальность и ХД-перевозки становятся массовыми

Современная логистика становится всё более управляемой благодаря технологиям анализа больших данных. Инструменты на базе Big Data и искусственного интеллекта позволяют рассчитывать и прогнозировать рыночные тарифы на основе миллионов реальных перевозок.

Основа аналитики:

Более 7 миллионов заявок — крупнейшая база перевозок в РФ.Географический охват — вся территория страны.AI-алгоритмы непрерывно обрабатывают фактические ставки, очищают данные от аномалий и строят прогнозные модели.

Это даёт возможность участникам рынка оперативно ориентироваться в текущих тарифах, сравнивать маршруты и принимать обоснованные решения.

Основные функции для логистов и аналитиков:

Расчёт среднерыночных ставок за нужный временной интервал.Построение прогноза по заданному маршруту.Учет параметров ТС: тип, вес, количество выполненных рейсов.Фильтрация по радиусу погрузки и выгрузки.Расчёт ставок с НДС и без НДС.Сравнение динамики по нескольким маршрутам одновременно.

Такие инструменты особенно востребованы в закупках, контроле затрат и управлении цепочками поставок в реальном времени. Большие данные становятся стандартом для принятия решений в логистике на всех уровнях.

Тренд №7. Лидеры рынка используют BigData в «Умной Логистике»

Инструменты анализа данных на базе платформы «Умная Логистика» стали повседневным рабочим инструментом для крупнейших грузоотправителей России. Более 300 компаний ежедневно используют Big Data для расчётов, верификации ставок и принятия решений в логистике, закупках, безопасности и финансах.

Примеры кейсов: как бизнес применяет BigData

СИБУР

Потребность: Необходима детализация и мониторинг рыночной динамики для контрактной логистики.Решение: Сравнение собственных ставок с рыночными через «Умную Логистику»; анализ сегментов перевозок и длин плеч.Результат: Оптимизация тарифов и контрактов на фоне рыночных ориентиров.

AB InBev / EFES

Потребность: Актуальные данные по ставкам и маршрутам на фоне снижения рентабельности перевозок.Решение: Анализ дистрибуции и загрузки ТС по направлению Европа–РФ; прогнозирование затрат.Результат: Повышение точности логистического планирования и снижение затрат на 7%.

Производитель 4PL, лидер по производству ТС

Потребность: Отслеживание и корректировка тарифов по 800+ направлениям.Решение: Сопоставление клиентских ставок с рыночными, выявление аномалий.Результат: Выравнивание цен и сокращение отклонений от «нормы» в контрактах с логистами.

Quehenberger Logistics

Потребность: Повышение прозрачности ставок и исключение рисков неэффективного привлечения подрядчиков.Решение: Интеграция рыночных данных в процесс тендеров, анализ динамики по ключевым маршрутам.Результат: Устойчивый рост точности планирования и снижение риска отклонений в логистике.

Платформой пользуются ежедневно:

300+ крупнейших грузовладельцев18 000 перевозчиков и экспедиторовВ числе клиентов — компании из отраслей:АПК, FMCG, металлургия, стройматериалы, оборудование, химия, нефтегаз, 4PL, строительство

Подразделения клиентов, активно использующие Big Data:

ЛогистикаЗакупкиФинансыБезопасностьКоммерцияДирекция / топ-менеджмент

Big Data становится стандартом принятия решений для крупнейших игроков логистического рынка. Ежедневное использование аналитики позволяет повысить эффективность цепочек поставок, минимизировать риски и контролировать издержки на базе объективных данных.

Вывод:

FTL-логистика в России переживает фазу структурных изменений: от «ручного» рынка ставок — к управляемому цифровыми платформами. Устойчивость, автоматизация и стратегические партнёрства становятся решающими факторами конкурентоспособности на ближайшие 3–5 лет.

#УмнаяЛогистика #X5Group #Ozon #Wildberries #ЯндексМаркет #Транспорт #Склад #Инфраструктура#Авто #ЖД #Мультимодальность #Digital #ESG #ЦепиПоставок #FTL #Маркетплейс #Технологии #Аналитика#Москва #Россия

промо изображение