Эксперт Sitronics рассказала о рисках при локализации ИТ-технологий в РФ
Возвращение иностранных компаний на российский рынок вряд ли повлияет на курс государства в отношении технологического суверенитета, считает эксперт Sitronics Group Лидия Субботина. Тенденция на автономность для некоторых категорий пользователей уже сегодня закреплена законодательно — для них с 1 января 2025 года запрещено иностранное программное обеспечение на объектах критической информационной инфраструктуры. Кроме того, обсуждается введение требования о совместимости программного обеспечения с не менее чем двумя российскими оперативными системами и не менее чем одной оперативной системой для программ, используемых исключительно в ПАК.
«То есть иностранным компаниям, имеющим интерес работать с российскими заказчиками, вероятней всего придется переносить разработку продукта и его поддержку в страну. Для российских компаний, рассматривающих перспективу выхода на зарубежные рынки, тоже стоит учесть ряд моментов, даже касающихся дружественных государств из ЕАЭС и БРИКС. Если ИТ-компания получает права на товарный знак в России, это не защищает ее от конкуренции и не гарантирует эксклюзивности лицензиату. Например, в случае получения исключительной лицензии в РФ без закрепления обязательств об эксклюзивности можно столкнуться с ситуаций появления такого же товарного знака в Беларуси или Казахстане и его выхода на российский рынок», — сказала Лидия Субботина.
Кроме того, важно учитывать и тот факт, что локализация зачастую требует передачи исходных файлов третьим лицам, что создает угрозу незаконного копирования и потери статуса коммерческой тайны. Юрисконсульт Sitronics Group отмечает — чтобы избежать риска утечки ноу-хау, необходимо соблюсти ряд моментов: ограничить доступ к конфиденциальным данным и прописать в договорах условия неразглашения. Также придется контролировать версионность и возможность реверс-инжиниринга.
«Если резюмировать, то для российских компаний локализация технологии в РФ требует сконцентрироваться на обеспечении автономности технологии. Для зарубежных компаний локализация в РФ требует решения вопросов об уникальности продукта для рынка и предотвращении утечки чувствительной информации», — подытожила эксперт.