"У нас 345 партнеров" и "все боятся, что денег надо давать". Почему за качество ИТ-кадров отвечает не только вуз
Разбирались, кто должен взять на себя ответственность за "качество" айтишников - вузы или компании. На 23-й Всероссийской конференции "Преподавание ИТ в России", проходившей недавно в Омске , встретились с завкафедрой "Математические методы и ИТ в экономике" ОмГТУ, руководителем ГК "Сатори Консалтинг" Юрием Бахмутским. Мы поговорили о том, что сейчас происходит в сфере ИТ-образования, с чем работают педагоги, как учебному процессу могут помочь уже действующие специалисты. Затронули тему нежелания руководителей ИТ-компаний вникать в процесс обучения молодых специалистов в вузах и уже тем более участвовать в нём. А ещё попытались разобраться, как вышло так, что государство и реальный сектор образования и индустрии мыслят разными категориями. - Юрий, с какими вызовами, по-вашему, сейчас сталкиваются высшие образовательные учреждения при подготовке ИТ-специалистов? - Это соблюдение всех норм, требований и показателей, которые спускаются сверху от Министерства образования РФ. Регулярно происходят определенные реформы, меняются требования и нормы показателей. Существуют определенные перекосы. Мы недавно проводили стратегическую сессию, и прозвучал ключевой вопрос: что является продуктом деятельности вузов? Казалось бы, очевидный ответ: хорошо подготовленные специалисты. Но нет у вузов такой задачи. У вузов задача - это выполнение показателей. Именно это продукт вуза сейчас. Да, есть показатель - "% трудоустройства выпускников", но он практически никак не оценивает качество подготовки. И часто получается, что за этой формальной системой теряются смыслы. Просто не остаётся ни сил, ни времени, чтобы заниматься качеством. Но, например, сейчас у нас в ОмГТУ начался новый жизненный цикл, зона подъёма, и получается немного эти две задачи разграничить, сосредоточиться на самой сути подготовки ИТ-специалистов. И тут мы подходим ко второму вызову - невозможно осуществить качественную подготовку в одиночку. Сам вуз, каким бы крутым он ни был, не может обучить суперспециалистов только за счёт собственных ресурсов. Обязательно нужны партнёры из ИТ-сферы. Но этот вопрос часто решается формально. Можно подписать договор о сотрудничестве хоть со всеми ИТ-компаниями подряд и потом красиво отчитываться, что "у нас 345 партнёров". Даже если эти партнёры иногда берут к себе десяток студентов на практику, это не решает вопрос качественной подготовки. Юрий Бахмутский - Тогда как можно говорить о качестве? - Когда ИТ-компании готовы выделять свои ресурсы. И в первую очередь отнюдь не деньги. Все боятся, что денег надо давать, и почти никто этого не хочет. На самом деле, надо выделять время: своё, руководителей, время специалистов, которые будут преподавать. А это время для ИТ-бизнеса тоже деньги, просто недозаработанные. Вроде как тоже отдаёшь, но хотя бы не явные купюры. То есть нужны кадры из индустрии - это первая задача. Вторая главная задача- мало читать просто дисциплину, даже на каких-то личных жизненных примерах. Есть прекрасные преподаватели из индустрии, которые прямо зажигательно рассказывают о своём профессиональном опыте, особенно если это не умудрённый опытный специалист за 60. Молодёжи лучше заходят как раз молодые, с опытом, может быть, 2-3 года в разработке, сам ещё мидл, который недавно был студентом. - Как минимум они говорят на одном языке. - Они лучше его воспринимают, больше ему доверяют. Когда взрослый говорит, они его часто видят так: "ну понятно, ты это 20 лет делал, мне до тебя ещё долго расти". А когда преподаёт свой: "вот смотрите, я за год это сделал, это освоил". Студентами такое лучше воспринимается. Но просто на историях обучать недостаточно. Нужны какие-то темы настоящих проектов, чтобы студенты реально что-то делали. Для нынешнего поколения очень важны смыслы. Понимать, что и для чего они делают. Решать учебную задачу один раз интересно, второй раз нет. Это же всего лишь учебная задача. Сделаешь ты её хорошо, очень хорошо или плохо - это может повлиять только на оценку. А на мир это никак не повлияет. Такое неинтересно. А вот если ты для реальной компании сделал какую-то маленькую фигулечку, например, даже кнопку на сайте. Но её сделал именно ты, и тебе сказали "классно", и этой кнопкой потом будут реально пользоваться люди. Утрирую, конечно, но тут студент понимает, что он реально поучаствовал в изменении мира к лучшему. Упростил кому-то жизнь, сделал её удобнее, помог компании стать эффективнее. Вот и выходит: необходимо наличие времени, чтобы не отчётность наверх сдавать, а заниматься сутью подготовки. И нужны партнёры для реального сотрудничества, а не только на бумаге. От которых могут прийти те же реальные проекты для студентов, на которых можно растить профессионалов. - Юрий, как сделать так, чтобы эти партнёры были не только на бумаге, а действительно выделяли свой рабочий ресурс для обучения студентов, которые к ним же потом могут прийти на работу? - Это сложная, даже болезненная тема. У нас в Омске есть сообщество ИТ-компаний, которые занимаются автоматизацией бизнеса, больше 50 организаций в нём, и я проводил среди них опрос. Пояснил: вот у нас открывается центр технологий 1С, мы хотим максимально увеличить деятельность, потребуются преподаватели, вы взамен будете получать хороших подготовленных студентов. И у нас задача через 5 лет на 100 % обеспечить вас кадрами. Вы готовы сотрудничать, выделить специалистов-преподавателей? И где-то 40% заявили, что они готовы хотя бы просто об этом подумать, а 60% сказали, что им некогда, нет ресурсов, это не моё и так далее. В головах руководителей есть очень большая инертность. Они не понимают, зачем им это, считают, что долго и дорого этим заниматься, поэтому не хотят. Но зато будут подбирать крохи с общего стола. - Ну, или переманивать разработчиков из других компаний... - Продолжать выступать в роли охотников за головами. Считаю, что эта проблема решается только путём открытого разговора на таких конференциях, как "Преподавание ИТ в России". К примеру, директор "1С" Борис Нуралиев об этой проблеме на всех семинарах говорит. И потихоньку, каждый год, процент участия индустрии в ИТ-образовании растёт. Всё больше руководителей осознают, что это не только напряг, но и выгода. Да, ты вложишь какую-то денежку, время, своих специалистов, но взамен получишь неиссякаемый источник кадров. Пока существует высшее образование, всегда будут студенты, их много, и даже по теории вероятности какое-то количество из них адекватные. Если к тебе в компанию будут регулярно попадать хотя бы два нормальных студента в год, все вложения прекрасно окупятся. - Причем кадры, заточенные под твою компанию, задачи. Особенно если ты поучаствовал в их образовании. - Да. Ты их "потрогал", привлёк к себе не просто на летнюю практику, на две недели формально дневник подписал, а обеспечил, например, нормальную трёхмесячную стажировку. Ты на него посмотрел, он на компанию посмотрел, понял, что у тебя прикольно и интересно, и ты начал дальше его воспитывать уже в системе ценностей твоей компании. Когда ты участвуешь в подготовке специалистов, они либо пропитываются твоей системой, либо её не принимают. Вообще на этом этапе два ручейка. Первый: я тебе помог, дал возможность постажироваться, но это не твоё, иди спокойно дальше. Второй: да, ты мой, две стороны всё устраивает. Во втором случае руководитель понимает, если новичок поработает в компании хотя бы 5 лет, то будет здорово, это важно. - Для ИТ пять лет - это много. Юрий, ну вы и ИТ-бизнесмен, и преподаватель. Вы же можете на личном примере показать, сказать руководителям компаний: " Ребят, ну смотрите, я же могу, я же себе, вам кую кадры. Давайте вместе " , грубо говоря, на дружеской ноге подойти к ним, к ИТ-бизнесменам, или нет? - Чаще только на дружеской ноге и получается. И с "Омской цифрой", и с "ИТ-кластером Сибири", и с компаниями, не входящими в ассоциации, но с которыми есть уровень доверия. Но дружба и доверие не всегда приводят к результату. Многие мои очень хорошие друзья откровенно мне говорят: "Ты молодец, мы тобой гордимся, но участвовать с тобой не будем, потому что мы не можем. Мы тебе честно об этом говорим". Документ подписать - пожалуйста, а вот выделить преподавателя или организовать стажировку полноценную не могут. По крайней мере, это честно. И хорошо, что у нас в Омске две ИТ-ассоциации: есть разные мнения, направления. С ними классно сотрудничать, и потихоньку это получается. Есть компании, негативно воспринимающие подобные предложения, но есть и те, которые воодушевляются и готовы этим заниматься. - Юрий, скажите, как социально-экономические изменения влияют на спрос и предложение кадров в ИТ-отрасли? - ИТ-бизнес, с одной стороны, выгодный, рентабельный, с другой - высокорискованный. И в последние несколько лет наблюдается довольно резкий эффект неплатежей. То есть бизнес, госорганизации заключают договоры с ИТ-компаниями на выполнение проектов цифровой трансформации, разработку решений, вносят предоплату, это уже хорошо. Но потом затягивают всеми правдами и неправдами приёмку работы и как результат затягивают основные выплаты за проект. Многие ИТ-компании не могут получить заработанные деньги. Это приводит к кассовым разрывам. Вроде как у тебя потенциал выручки гигантский, а реально денег у тебя нет. От этого никто не застрахован, особенно если ты работаешь с госсектором или крупными компаниями. Если ИТ-компания попадает в такую ситуацию, то резко ставит на стоп все темы своего развития. Руководство понимает: да, расширение - это классно, но у нас риски и хватило бы денег следующую зарплату выплатить. В первую очередь отказываются от приёма на работу молодых специалистов, джунов, стажёров. Если попадётся опытный, который сразу в бой, то ещё возьмут, а того, в кого надо вкладывать силы, время и деньги, точно нет. Но потихоньку с рисками ситуация выравнивается. Народ понял, что к чему, страхуется от этого, поэтому пик двухлетний потихоньку-потихоньку начал выправляться. - Это как-то влияет на формирование образовательных программ? - Практически не влияет. Здесь другое. На стороне высшего образования есть чётко сложившаяся формализованная система того когда, как и кто может вносить изменения в образовательные программы. Логика такая: например, я понял, что какая-то компания в этом году выпустила новую классную систему веб-разработки, она реально крутая и уже есть в коммерческой версии, и я хотел бы преподавать её в вузе. Сейчас уже май и поздно что-то делать. Могу её внести в образовательную программу только для студентов, которые поступят в 2026 году. А изучать её они будут только на третьем курсе. То есть, систему 2025 года мы со студентами сможем изучать не раньше 2028/2029 учебного года. А в 2028 году эта компания выпустит новую или усовершенствованную версию этой системы. В этой логике вузы всегда в позиции догоняющего. И есть даже такое мнение, что вузы всегда готовят специалистов вчерашнего дня, а не текущего или завтрашнего. Эта проблема решается разными ухищрениями и способами, когда можно вносить изменения в текущие программы в определённых рамках, но там есть ограничения. Именно это больше всего тормозит образовательный процесс. - Получается, что государство требует высококвалифицированных специалистов для ликвидации кадрового голода, в том числе для цифровизации бюджетных процессов, но при этом смотрит в разных направлениях с реальной системой образования и с текущими потребностями рынка? - Есть такой эффект. Возможно, здесь есть определённая доля инертности мышления в формальной части, которая закрепляется юридически. Я, конечно, не государство, я смотрю на него снизу вверх. Но… если бы я был министром образования страны, то, конечно, мыслил бы стратегическими категориями на горизонтах 5-10 лет. И говорю: готовим специалистов по-новому. Начнём это делать в следующем году, через 4 года выпустим профессионалов - отлично. То есть на уровне стратегии столько времени кажется нормальным. А на низовом уровне, который близок к ИТ-отрасли, это кажется очень долго. Потому что я, как ИТ-бизнесмен, руководитель приму решение об освоении новой технологии и стать первым на рынке сегодня и начну реализовывать задуманное уже завтра. И стану на рынке первым через год. Я не буду ждать пока это образовательное колесо прокрутится. Такие быстрые вещи вуз пока не способен закрывать. ИТ-бизнес делает это сам как раз за счёт доучивания своих специалистов. На этом "притормозим". Во второй части интервью мы расскажем, как разжечь в преподавателях тот азарт, огонь, чтобы они своим примером могли мотивировать студентов на профессиональные подвиги, как Юрий Бахмутский в своей компании и на кафедре решает кадровый голод. Поговорим и о том, как можно нивелировать разницу в ИТ-подготовке между вчерашними абитуриентами, чтобы не было так: одних подгоняют, других тормозят. Не обойдём стороной и вопрос использования ИИ студентами, а также разберёмся, какой потенциал есть в ИТ-образовании у Омской области. Мир информационных технологий может быть разным, как и специалисты, которые работают в этой сфере. Как живётся и работается айтишникам, читайте в нашей рубрике "Войти в ИТ" . Фото: Илья Петров Главное изображение создано с помощью Midjourmey