Искусство, креативные технологии и промышленность: где точки соприкосновения

В первый день Международного фестиваля креативных технологий "АртПром" в Самарском национальном исследовательском университете им. академика С. П. Королева прошла дискуссия в формате паблик-тока. Ее организатором выступил Минпромторг Самарской области, а темой для обсуждения стало взаимное влияние и взаимопроникновение искусства, дизайна и промышленности. Своими взглядами на взаимодействие промышленности и креативных индустрий со студентами поделились Алексей Гусев, генеральный директор АО "Авиакор – авиационный завод", Елена Юдина, PR-менеджер самарского предприятия по производству сельхозтехники "Пегас-Агро", и Григорий Андрущак, проректор по стратегии и новым проектам Московского физико-технического института (национального исследовательского университета). Почетный выпускник Самарского университета Алексей Гусев рассказал о том, как в авиастроении инженеры пришли от минимализма и функциональности к широкому использованию технологий промышленного дизайна. Казалось бы, формы летательных аппаратов конструкторам диктует аэродинамика. Однако сегодня, когда характеристики самолетов-одноклассников различаются ненамного, их успешность на рынке все больше зависит от комфорта и оформления салонов. А перевозчики, продвигая собственные бренды, "одевают" свой авиапарк в оригинальные, мгновенно узнаваемые "ливреи". Иными словами, сегодня в мировом авиастроении без промышленного дизайнера - никуда. И потому в презентации Алексея Гусева - футуристические решения интерьеров лайнеров будущего, а также необычные формы бизнес-джета Phantom 3500, у которого совершенно отсутствуют иллюминаторы. Только представьте: самолет для состоятельных людей с салоном без окон! Вот как проявляет себя в промышленности креативный дизайн. - Если прототип подтвердит заявленные параметры, то эта модель может стать первым представителем нового поколения бизнес-джетов - экономичных, экологичных и визуально нестандартных. Это не просто самолет - это вызов устоявшимся стандартам, - отметил Алексей Гусев. На примере руководимого им предприятия Алексей Гусев рассказал о том, как события, связанные с Куйбышевским авиазаводом (сейчас это "Авиакор - авиационный завод"), нашли отражение в искусстве, а самолеты, выпущенные предприятием, стали полноправными героями игрового кино. В частности, в салоне самого большого на тот момент авиалайнера в мире Ту-114 в 1966 году сняли романтический фильм "На полпути к Луне" (12+). О производстве на волжских берегах самого массового в истории мировой авиации штурмовика Ил-2 рассказывает драматическая лента "Особо важное задание" (12+). Алексей Гусев рассказал об участии "Авиакора" в реставрации Ил-2, найденного в Карелии в наши дни. Это летающий экземпляр, который принимал участие в съемках уже современного фильма "Летчик" (18+). Ну и, конечно, он не мог не назвать двухсерийный кинороман-катастрофу "Экипаж" (18+), одним из главных героев которого стал лайнер Ту-154Б. По словам Гусева, этот фильм 1979 года привел в авиацию многих ребят, в том числе и самого Алексея Викторовича. Боевые подвиги авиаторов и трудовой подвиг куйбышевских авиастроителей стали источником вдохновения для скульпторов, создавших самарский монумент Славы и памятник летчице Ольге Санфировой. Обе скульптуры изготовлены на Куйбышевском авиазаводе. - Мы живем в эпоху, когда креативные подходы становятся неотъемлемой частью бизнеса, и я верю, что именно они могут вдохнуть новую жизнь в традиционные отрасли. Мы можем интегрировать элементы искусства, дизайна и инновационных технологий в стратегии маркетинга и развития промышленных компаний. Это не только поможет привлечь внимание к нашим продуктам, но и создаст уникальную идентичность каждого предприятия, - отметил Алексей Гусев. И дал прогноз: в ближайшие годы технологии искусственного интеллекта потеснят людей во многих профессиях, однако профессии инженера это не коснется, поскольку инженеру приходится постоянно решать нестандартные задачи, которые не под силу ИИ. И разве может быть скучно и неинтересно заниматься задачами такого уровня? Елена Юдина поддержала и развила идею главы "Авиакора" о том, что современный завод - это и интересно, и совершенно не скучно. Именно креативный подход позволил предприятию "Пегас-Агро", созданному выпускниками Самарского университета им. Королёва (в тот момент – СГАУ), найти свою уникальную нишу на рынке сельхозтехники. И стать разработчиком и производителем универсальных самоходных опрыскивателей "Туман". Завоевать рынок предприятию помогает синергия инновационных технических решений и креативного дизайна - к разработке облика кабин привлекли студию Артемия Лебедева. А для продвижения своей продукции среди аграриев использовали даже такой нестандартный формат, как… комиксы. И это работает! Алексей Гусев уже как президент Союза работодателей Самарской области дополнил Елену Юдину рассказом о художественной самодеятельности на предприятии "Пегас-Агро", удивившей его своим высоким уровнем. Вот вам самое настоящее искусство - и прямо на производстве. Что касается Григория Андрущака, то он, прежде всего, рассказал о Фонде всестороннего развития детей и молодежи "От Винта!", который выступает организатором фестиваля "АртПром", а затем перешел к главной теме доклада "Университет и дизайн - от проектирования до системы управления организациями". Проректор МФТИ выстроил свое выступление на анализе опыта креативных команд Физтеха, причем не столько в том, как создавать инновационные разработки, сколько в том, как сделать их успешными на рынке, известными широкому кругу потребителей. А в этом невозможно добиться успеха, не владея предпринимательскими компетенциями. В этой связи Григорий Андрущак напомнил о запуске Физтехом в 2022 году программы по развитию у студентов предпринимательских компетенций и об участии в ней Самарского университета им. Королёва. Второй важнейший фактор успешного вывода разработки на рынок - наличие креативной команды, включающей в себя не только инженеров-разработчиков, но и финансистов, специалистов по продвижению и по другим направлениям. - Если нет серьезной команды, про большой проект – инженерный или какой-то иной - думать бесполезно! И обязательно нужен лидер. По-хорошему одержимый идеей, который продвигает проект, который продвигает все! Это касается чего угодно: и фестиваля "От винта!" (6+), и фестиваля "АртПром", и Самарского университета им. Королёва, и его ректора, который занимается этим каждый день, - констатировал Григорий Андрущак. Сегодня Международный фестиваль креативных технологий "АртПром" продолжает работу на основных площадках.

Искусство, креативные технологии и промышленность: где точки соприкосновения
© СОВА