Уральский бизнес настаивает на придании семейным компаниям особого статуса

Одной из тем первого заседания комиссии Госсовета по направлению "Эффективная и конкурентная экономика" стала поддержка семейного бизнеса. Дискуссия об этом ведется с 2018 года, в стратегии развития малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года даже сделан акцент на популяризации таких компаний. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, их в стране уже около 4,5 миллиона, или 74 процента всех субъектов МСП, но в федеральной нормативной базе "семейная" специфика никак не учитывается.

Уральский бизнес настаивает на придании семейным компаниям особого статуса
© Российская Газета

Ведомства, выступающие против выделения семейных предприятий в отдельную категорию, считают, что это спровоцирует пересечение и неравную конкуренцию с социальным бизнесом. Основной аргумент защитников идеи: когда люди сами обеспечивают доход своей семьи и заинтересованы в том, чтобы бренд жил долго, они стараются работать прозрачно, передавать компетенции. Кроме того, стабильная экономическая база позволяет им иметь больше детей, в чем страна кровно заинтересована.

- Нельзя поддержать всех и каждого, но можно определить приоритетные группы МСП, инвестиции в которые дают новые рабочие места и проекты. Важность семьи и семейного дела отмечена в трех из семи национальных целей, а ключевым принципом реализации всех нацпроектов заявлена семейноцентричность, - подчеркивает вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова.

Особая группа

Пока федеральные власти размышляют, регионы пытаются решить вопрос самостоятельно: 18 субъектов РФ уже приняли соответствующие законы, в 30-ти начали вести реестры семейных предприятий. Есть и примеры финансовой поддержки: в Башкортостане выплачивают субсидию фирмам, которыми управляют не менее трех родственников, в Кузбассе таким компаниям возмещают затраты на покупку оборудования и аренду помещений в пределах 300 тысяч рублей.

В УрФО еще ни один субъект на такие шаги не решился, чуть впереди других Югра, где губернатор Руслан Кухарук в феврале поручил департаменту экономического развития проанализировать структуру МСП и решить, нужно ли нормативно закреплять понятие семейного предприятия.

Ответ Заксобрания, куда ТПП обратилась с инициативой, был краток: возможности бюджета ограничены

В Свердловской области подобную инициативу выдвигала Торгово-промышленная палата Нижнего Тагила. Предлагалось отнести к семейным ООО, где близкие друг другу люди владеют половиной долей, хозяйственные товарищества и партнерства с похожей структурой складочного капитала, а также производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, где не меньше половины участников имеют родственные узы. Даже ИП мог бы получить подобный статус, если 50 процентов его сотрудников являются членами одной семьи, причем это не только муж, жена, их дети и внуки, но и бабушки и дедушки, братья и сестры взрослых.

Увы, ответ Заксобрания, куда обратилась ТПП, за подписью председателя комитета по промышленной, инновационной политике и предпринимательству Альберта Абзалова был довольно краток: возможности бюджета ограничены.

- Мы говорим не о дополнительном финансировании, не об увеличении числа МСП, просто расставьте приоритеты в программах, выделите семейные предприятия в отдельную правовую категорию, что уже создаст условия для формирования инфраструктуры поддержки, - заочно полемизирует с депутатом руководитель делового объединения Борис Соколов. - Если будет у предпринимателя статус, он и жену, и детей устроит к себе официально, да и других родственников, которые по какой-то причине не могут найти работу. Это сократит отток молодежи в областные центры, укрепит экономику территорий. Ближайшее окружение часто помогает на этапе становления компании, но остается "в тени".

По сердцу и по любви

Как показал межрегиональный форум "Социо", направления деятельности семейных компаний очень разные: они лечат, учат, пекут хлеб, делают сыры и колбасы, собирают промоборудование, строят дома, занимаются юриспруденцией. В этом их преимущество и одновременно недостаток: слишком отличаются и проблемы, и потребности - как понять, какая поддержка нужна и кому в первую очередь? Что общего, к примеру, у логопедического кабинета и мастерской гравюры по металлу? Или у типографии с танцевальной студией?

Зачастую люди открывают свое дело спонтанно - допустим, начинают реабилитацию ребенка со сложным диагнозом и в процессе понимают, что такие услуги востребованы и другими. К своей компании учредители относятся по-отечески, пытаются создать в коллективе домашнюю атмосферу, поэтому не стоит удивляться, если на вопрос о методе подбора кадров в ответ вы услышите: "Я их выбирала сердцем, а они нас - по любви".

Семейный бизнес - одновременно и серьезная моральная поддержка, и вызов: как добиться выполнения поручений и трудовой дисциплины, если в тебе видят не директора, а сестру, жену, маму? Не всегда глава рода - старший и в компании, поэтому не исключены конфликты. Кроме того, молодежь может не гореть желанием идти по стопам родителей. Чтобы сохранить преемственность поколений и традиций, ТПП РФ разработала проект "100 Надежд бизнеса", в нем участвуют дети и внуки бизнесменов от 8 до 14 лет - очередной набор приступит к обучению в июле. Такой подход очень нравится Алле Волчковой, председателю комитета по семейному предпринимательству ТПП Нижнего Тагила. У нее четверо внуков, и бабушка намерена привлекать их к работе в своих салонах красоты - посильно возрасту, конечно. Говорит, что не повторит ошибку, допущенную с детьми, которые частенько слышали: "Не рассчитывайте на мой бизнес, ищите свое направление".

Выручка на всех

И все-таки для чего семейные компании хотят иметь особый статус? К примеру, чтобы не быть обвиненными в искусственном дроблении. Сегодня совершенно типична ситуация, когда муж занимается перевозками, жена - торговлей, а сын держит фитнес-клуб и немного помогает обоим родителям. Для этих целей они регистрируют самозанятость, ИП и ООО, что почему-то воспринимается как способ сократить налоги.

К своему бизнесу учредители семейной компании относятся по-отечески, пытаются создать в коллективе домашнюю атмосферу

Также требует урегулирования передача компании по наследству. Де-юре право на долю имеют наследники первой очереди - супруги, родители и дети, хотя свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх полагает, что было бы правильно отдавать преимущество тем, кто был непосредственно вовлечен в дело еще при жизни умершего, а остальным выплачивать рыночную стоимость актива. Это поможет избежать дробления, а то и гибели предприятия, исключит допуск к управлению людей, которым развитие бизнеса неинтересно. Уже несколько российских брендов таким образом растеряли свою капитализацию.

- На мой взгляд, государство должно обозначить в федеральном законодательстве семейный бизнес как ценность, подать сигнал. Тогда и на уровне регионов начнется разработка мер поддержки для него, - рассуждает правозащитник. - Развитие компаний, существующих более 10 лет, нужно всячески поощрять. А начинающим семейным предпринимателям, в том числе многодетным, в первые три года устанавливать льготные налоговые режимы либо распространять на них действие соцконтрактов. Кроме того, можно освободить их от уплаты страховых взносов за работающих родственников-пенсионеров, разрешить нанимать несовершеннолетних членов семьи по упрощенной схеме или включать в затраты юрлица расходы на нянь, когда оба родителя заняты становлением своего предприятия.

Кстати

Госдума в весеннюю сессию планирует рассмотреть единый реестр мер поддержки МСП. Это позволит Минэкономразвития РФ учесть льготные кредиты, гранты и другие виды помощи, оказываемые через банки, фонды, институты развития, помимо отраслевых программ. Если в реестре будет высвечиваться еще и "семейный" статус получателя, государство наконец увидит массовость этого сектора и его стремление развиваться.